Павел Мунтян, автор “Mr. Freeman”, на лекции в Черногории: «Самое главное - не отвлекаться»

Павел Мунтян — создатель российского анимационного кино. Известен как один из основателей студии Toonbox и автор идеи анимационного веб-сериала “Mr. Freeman”. Этот сериал полюбился зрителям благодаря своей провокационной форме и набрал более 60 миллионов просмотров на YouTube. 
 
6 января создатель “Mr. Freeman”, по приглашению Марата Гельмана (DEAC), провел лекцию «Анимация и новые медиа: вчера, сегодня, завтра» в Dukley Art Center в Которе. Редакция Openmonte подготовила статью на основе лекции.
 
Проживание в Черногории: Анимация и новые медиа: вчера, сегодня, завтра — из лекции Павла Мунтяна в Черногории
 – Я руковожу анимационной студией ToonBox, ничего не рисую и не занимаюсь творческой деятельностью. До тех пор, пока мой партнер по студии Володя Пономарев меня к этому не привлечет. Мы очень строго разделили нашу жизнедеятельность внутри компании: он занимается творчеством, а я — нет.

Но если мне попадает вожжа под хвост и рождается идея, я ее лоббирую внутри компании и ее принимают. 
 
“Mr. Freeman” родился в трудный период жизни
 
“Mr. Freeman” — это некоммерческий проект. Тогда шел 2008 год, моя супруга с ребенком находились здесь, в Черногории. Жрать нечего было вообще, нужно было помогать семье, которая в Европе. 
 
Мы переехали из одного помещения, в котором до нас была порностудия. Потом мы переехали в подвал к другу, где под полом сдохла крыса. Так как это был цокольный этаж, трубы проходили ниже уровня горизонта на Таганке, и если что-то где-то забивалось, а забивалось постоянно, у нас было по щиколотку воды. В общем, такая была жесть. 
 
Когда человека прижимает со всех сторон, у него начинает рождаться что-то светлое. Так было и у нас. 
 
И тогда я убедил своего партнера по студии сделать то, что давно копилось, и мы сделали Фримена. Это специфический проект, в нем, кроме меня, есть три участника. Это мой партнер по студии Володя, “голос” Фримена Вадим Демчог, Толя Доброжан — на тот момент молодой сценарист с горящими глазами, которые до сих пор не потухли.
 
И эти четыре энергии мы объединили. Каждый сценарий и каждый шаг – все утверждали всегда мы четверо. Если один говорит «нет», то все закрывалось, сценарий не годится. Сценариев, которые пошли в унитаз, уже, наверное, штук сто. Всего выпущен 21 эпизод.

В этом году выходит два новых эпизода. Один мы уже больше двух лет делаем. Сейчас у нас большой перерыв и, я думаю, мы всех очень удивим ближе к маю. Это будет крутая история. Не просто серия для интернета, но и для большого экрана.
 
Мультфильмы – это сложно
 
Моя задача – сделать продукт. Я вообще продюсер, меня называют «прораб». Слово не мое – украл. Я нахожу деньги, организовываю какие-то технические вещи, чтобы все функционировало. Я нахожу людей и смотрю, как они работают в студии. 
 
Но если мы делаем, например, коммерческую анимацию или рекламу, чаще всего она сваливается на меня, потому что моему другу и моему партнеру по студии не очень интересно этим заниматься. Вот тут мне нужно проявлять свою творческую инициативу. 
 
Кстати, вот почему меня называют «прораб». Мультики делать очень сложно. Чтобы сделать сериальное кино, нужно вложить очень много сил и привлечь кучу специалистов. У нас есть креативный продюсер. Этот человек в Штатах живет. Он задает нам какие-то креативные направления и показывает, что пойдет в мире и что не пойдет.

Потому что мы все выходцы из СССР и у нас такой взгляд на мир, по которому любой американец, смотря современные российские мультфильмы, определит, что это Восточная Европа
 
Нюансы, по которым это узнается, нужно сразу отсеивать. Их очень много. Например, в тех же “Фиксиках” есть простые вещи. Когда мы начинали работать с “Фиксиками”, мы делали для них дизайны и сказали их продюсеру, чтобы они убрали подоконники. Потому что подоконников нигде нет, кроме как в России и Восточной Европе. Американец не поймет, что такое подоконник. 
 
Или, например, стиральная машинка. У Дим Димыча стиральная машинка находится на кухне. На Кипре есть специальная стирочная комната, а в Штатах есть Loundry. И если стиральная машинка на кухне, то это уже показывает, что что-то не то. У человека ломается взгляд и он понимает: это не его история. 
 
Креативный продюсер — это такой человек, которые понимает, что туда, а что не туда, и расставляет свои акценты. 
 
Есть еще режиссер — самый главный человек в студии, который имеет право на творчество. Никто больше не имеет, ни сценарист, ни аниматор. Все остальные – это люди, которые выполняют механическую работу, даже аниматор. Если человек хочет заниматься творчеством, пускай идет заниматься своим творчеством. Если он хочет работать у нас, он должен работать по программе. Это страшно звучит, но такая правда жизни. 
 
Даже в Голливуде так. Например, сценарист приходит со своим сценарием, находит продюсера и дает ему почитать сценарий. Продюсер никогда не будет смотреть все. Он откроет девятую страницу – там должна быть завязка, он откроет тринадцатую страницу – там должен быть самый главный диалог.

Он пройдет по ключевым страницам и, если везде все понятно и все складывается, то он может этот сценарий взять в работу или не взять в работу. Если что-то где-то не совпало, он просто выбрасывает сценарий в мусорку. 
 
Нравится вам это или нет, но все американские сценарии построены по одному и тому же принципу. Они все четко продуманы тематически. Прям идеально. 
 
Казалось бы, а где творчество в этой “математике”? Творчество заключается для сценариста в том, чтобы в рамках формул внедрить туда какие-то интересные «крючки» для зрителей.
 
Рынок анимационных сериалов переполнен
 
Один сериал стоит приблизительно 2,5-2,6 миллиона долларов. Есть стандарты, и сериал – это не просто что-то абстрактное. Все очень строго и связано с астрологией. Потому что 52 эпизода по 5 минут – это чтоб телеканал мог каждую неделю выпускать новую серию. 26 эпизодов по 11 минут – каждые две недели.
 
Либо, если у вас 2 сезона и 52 серии по 11 минут, то это уже 5 миллионов долларов. Ну и соответственно можно уже презентовать каждую неделю по новой серии. 
 
Телеканал планирует серии обычно на год вперед. Но вы не можете прийти и сказать: “У меня есть офигенный сериал и я хочу его вам показать”. Они говорят: “Про что?” А вы говорите: “Про котиков”. Они говорят: “У нас сериалы про котиков расписаны на 5 лет вперед”. 
 
Для тех, кто делает мультики, важно ознакомиться с рынком мультиков. Потому что каждый думает, что он создал нечто и это уникальное нечто. И вот вы приезжаете на такой рынок, а там 10 000 анимационных сериалов и мультфильмов. И вот вы идете, и там чего только нет! Все есть и в огромном количестве. И вам нужно найти то, чего ни у кого нет. 
 
И вы приходите в BBC и говорите:
 
 – А у вас есть про динозавров?
 – Есть, на пять лет вперед. 
 – А про котиков?
 – Есть. 
 – А про рыбок?
 – Есть. 
 – А про собачек?
 – Есть. 
 
Про все у них есть. Вы приходите к другому, на один канал, на другой канал, туда-сюда… У всех все есть. 
 
И вот нужно найти свободную нишу и сделать мультик. А на то, чтобы его сделать, уходит два года. И пока вы делаете, уже кто-нибудь другой сделает раньше и нишу займет.
 
Занимайтесь тем, что любите
 
Если кто-то решил стать дизайнером, заняться анимацией и чувствует, что это внутри есть — значит, это надо делать. 
 
Когда я пришел в мультики в 2008 году, денег у меня не было. До этого я занимался производством оборудования для игорного бизнеса, и денег было что грязи, прям много. И тут Путин говорит: “Не будет больше игорного бизнеса”. И все — его нет. 
 
Мы решили диверсифицироваться и поменяться. Начали заниматься медициной. Сделали 146 реанимобилей для МЧС, делали еще что-то. Но я понимал, что это не мое.

Мне всегда мультики нравились. Вот взрослый дядя, а мультики нравятся. И тут маленький ребенок на руках, денег нет, полный капец. И я подумал “Нужно заняться тем, что любишь”. Если ты свое дело любишь, то все получится хорошо и даже замечательно. 
 
Студия существует уже 9 лет и я только-только выбрался из адового состояния. Но зато я понимаю: то, что я делаю, доставляет внутреннее удовольствие. Я не переживаю, ночью сплю спокойно и мне снятся мультики. Мне кажется, это фантастическая вещь.
 
Если вы примете решение быть художником, дизайнером или представителем любой творческой профессии — нужно стать самым лучшим в своей сфере. Это настолько сильно питает, что можно сломать любые стены. 
 
Самое главное — не отвлекаться. Такой принцип я выбрал и на всю жизнь его принял. Если отвлекаешься на что-то стороннее, чаще всего твое внимание рассыпается и все перестает работать.

Чем больше ты сконцентрирован на своей деятельности, тем ты мощнее и все начинаешь пробивать. 

Проживание в Черногории: Анимация и новые медиа: вчера, сегодня, завтра — из лекции Павла Мунтяна в ЧерногорииПавел Мунтян и Марат Гельман
  • Вконтакте
    Google+