Николай Костомаров: «У Черногории огромный потенциал для развития киноиндустрии»

Николай Костомаров, художник, график, композер, работающий в сфере киноискусства, рассказал Open Monte о своей жизни в Черногории и перспективах страны с точки зрения развития киноиндустрии.
 

Люди Черногории: Интервью Черновик
Здравствуйте, Николай! Приятно видеть, что к нам в Черногорию приезжают такие талантливые и известные люди, как вы. Особенно учитывая, что кино и телевидение здесь пока не на самом высоком уровне. Чем вы занимаетесь, как называется ваша профессия?

Моя профессия называется композер. Композер — это человек, который делает компьютерную графику для кино и рекламы, и который стоит в самом конце всей технологической цепочки производства визуальных эффектов. Композер обрабатывает и компонует кадр, а также добавляет в него жизни и блеска, делает так, что зритель верит в то, что видит. 

В настоящее время в киноиндустрии 99% всех фильмов не обходится без компьютерной графики. Это не только фантастические фильмы, где используется очевидная графика, но и сериалы, и ролики для телевидения, и видеоклипы, в общем, почти все. Использование компьютерной графики добавляет фильму то, что нельзя снять вживую, а также очень часто сильно упрощает и удешевляет процесс съемок.

У композера есть несколько направлений работы.

Первое, и основное — это сборка всего кадра из отдельно взятых элементов, например: несколько различных кадров, 3D-графика, рисованная панорама. Композер собирает все в одно целое, делая так, чтоб кадр смотрелся одним целым и чтоб зритель поверил в то, что он видит на экране.

В этом направлении композитинга очень многое завит от того, насколько хорошо развито у композера чутье цвета, перспективы и композиции, а так же понимание, как работает свет и тень и многое другое.

Это как раз работа над такими фильмами, как «Аватар», «Трансформеры», «Властелин колец». Самая очевидная компьютерная графика. Главная задача тут — сделать графику максимально реалистичной. Это самое сложное.

Люди Черногории: Николай Костомаров: «У Черногории огромный потенциал для развития кино индустрии»
Также в своей работе композер выполняет часть технических работ, когда, например, нужно что-то удалить из кадра. Стереть объект, который попал во время съемок. Например, выбрана сцена, а в кадре находится припаркованная машина.

Пока найдешь хозяина, пока договоришься ее убрать, или вызывать эвакуатор, чтобы он убрал машину из кадра. Легче в стадии постпродакшна просто удалить машину из кадра. Сэкономить время съемок и деньги на этот непредвиденный момент.
 
Или, например, оператор во время съемок не обратил внимание на торчащий микрофон у актера. Чтобы не переснимать сцену заново, композер просто удалит этот объект из материала. В кадр, бывает, попадают лишние вещи: тросы каскадеров, названия наружной рекламы.

Очень часто приходится вставлять в кадр другие фоны. Снимаются актеры на зеленом или синем фоне. Это называется хромакей (chroma key). Актеры играют сцену, а композер потом накладывает фон. Получается, что актеры не в студии, а в городе или где-то на природе. Это тоже удешевляет процесс.

Люди Черногории: Николай Костомаров: «У Черногории огромный потенциал для развития киноиндустрии»
Например, надо отснять сцену в Новой Зеландии. Вместо того, чтобы всю съемочную группу с актерами везти в Новую Зеландию, сцену снимают в павильоне, а фон накладывается отдельно.

Для этого достаточно послать режиссера и одного оператора, чтобы они отсняли материал для этой сцены. Получается значительно дешевле.

Мы знаем, что вы создавали компьютерную графику для многих крупнейших кинопроектов России и СНГ, а также в ряде иностранных проектов — США, Британии, Швеции и Японии. Могли бы вы рассказать поподробней об этих проектах, и с какими трудностями доводилось сталкиваться?

Хорошо. Всего не расскажешь, но я постараюсь рассказать вкратце про наиболее яркие моменты.

Из самых известных кинокартин в России я работал над фильмами «Вий», «Август Восьмого», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Ёлки-2», «Ёлки-3» Тимура Бекмамбетова, «Гагарин. Первый в космосе», «Метро».

Люди Черногории: Николай Костомаров: «У Черногории огромный потенциал для развития кино индустрии»
Для США я работал над фильмами «Dead in Tombstone», «Re-Kill» и «The 9th Life of Louis Drax», правда, последний еще в работе. 

Для Британии — известные сериалы «Babylon» и «Call the Midwife», а также фильм «Howl». Почти все эти проекты прошлись по странам в широком прокате и пользовались успехом. 

Мне, как художнику-композеру, по долгу службы постоянно приходится для каждого проекта решать ряд задач как технического, так и творческого характера и иногда это выжимает тебя, как лимон. Но на следующий день ты просыпаешься и снова идешь в студию, не потому что обязан, а потому что хочешь и любишь это.

А иногда, когда идет сдача проекта, ты просыпаешься прямо в студии, так как идти домой вчера уже не было сил, да и смысла, в общем-то, тоже уже не было. Такая уж у нас работа (смеется).

С «Вием» у меня была забавная ситуация. После того, как проект был закончен и фильм пошел в прокат, продюсеры захотели сделать телеверсию картины и добавить некоторые изменения.

И получилось так: пошел на премьеру «Вия» в кинотеатр. Посмотрел свою работу на большом экране, и пошел ее доделывать. Чувство было интересное.

Расскажите, пожалуйста, о себе, где родились и жили до переезда в Черногорию.
 
Детство мое прошло в Николаеве на Украине, после окончания школы я пошел в Николаевское высшее училище культуры и искусств, потом учился в Киевском университете культуры и искусств Поплавского. 
 
Когда учился, денег не хватало, поэтому я постоянно работал. Время было тяжелое, но всегда хотелось перейти в творческую профессию. Я пошел сначала учеником в дизайн-студию, которая рисует визитки, буклеты и прочее. Чувство было великолепное, потому что я наконец-то занимался творческой профессией.
 
Прошло какое-то время, и мне захотелось большего. Я увлекся веб-дизайном, стал веб-дизайнером. Мне это было интереснее, чем делать визитки и буклеты, но и этого показалось мало. Тогда я решил заняться анимацией и изучил флеш.
 
Я устроился на работу в одну из самых больших фирм в Николаеве, которая разрабатывает сайты и веб-шаблоны. Там все хорошо получалось и я начал учить новые программы. Одной из них стал Adobe After Effects и именно с этого начался мой путь в кино.

Проблема была только в одном: в Николаеве нет кино. Никто рядом не занимается кино. Нет вообще никакой информации, как устроена эта индустрия. Это было основной проблемой. Поэтому я принял решение переехать в Санкт-Петербург.

А сколько времени вы уже живете в Черногории?

 
Мы приехали около года назад из Санкт-Петербурга. Живем семьей: я, моя жена, двое детей и наша собака. Наш дом недалеко от Херцег-Нови, возле моря.
 
Понятно, что профессия позволяет работать удаленно, но почему именно в Черногорию вы перебрались, а не в какую-то другую страну?
 
Первое, что хотелось бы отметить — Черногория сказочно красивая страна в любое время года и при любой погоде. Мне и моей семье давно хотелось вырваться из каменных джунглей мегаполиса и пожить где-нибудь возле моря, подальше от городской суеты.  

Мы выбрали Черногорию, потому что тут и море, и горы — все стихии собраны в одном месте. У нас с женой всегда была тяга к природе. Именно поэтому — Черногория. Хотим заниматься любимым делом и жить в нормальных экологических условиях. 
 
Долгое время у меня не получалось этого сделать, так как специфика работы требует моего непосредственного участия и на съемочной площадке, и в студии. Но сейчас несколько иностранных компаний предложили мне поработать удаленно с ними и вот появился шанс сменить мегаполис на нечто иное и необычное, как эта удивительная страна.
 
Что в Черногории нравится, что не нравится, что удивляет?
 
На самом деле в Черногории нравится все. Конечно, есть мелочи, которые можно улучшить. Но это нельзя назвать недостатком или минусом страны. Тут есть все, что нужно.

При этом чувствуется разница с большими городами, но это нельзя считать недостатком. Может быть, здесь нет большого выбора услуг или каких-то вещей, но мы от этого не страдаем. Здесь, повторюсь, хорошие экологические условия, очень отзывчивые люди.
 
Как вам еда? Дети как себя чувствуют, им тут нравится?
 
Детям тут нравится, чувствуют себя здорово. По поводу еды. Еда хорошая и вкусная, но после России может быть непривычным отсутствие каких-то продуктов. Но, пожив тут с другим набором продуктов, быстро привыкаешь. И это не кажется сложным.

Например, когда мы жили в Питере, я очень любил чай и совсем не пил кофе. Тут я пью кофе, и мне это нравится.
 
Вы пережили черногорскую зиму. Какие впечатления?
 
Это очень хороший вопрос, потому что, когда мы готовились к переезду, нас пугали, что здесь зимой появляется много плесени. Когда мы приехали, ничего подобного не случилось.

Ну, было немного, но это не так страшно, как пугают. Были дожди, но я люблю дождь. Мне было здорово.
 
Напоминало ли это Питер?
 
Напоминало, может, только сыростью, но тут дожди не промозглые. В Черногории тепло. И главное отличие — в Питере постоянно грязь. Тут грязи вообще нет.

Дождь прошел, вода ушла в землю — и чисто. Зима была, на самом деле, экзотическая, на деревьях висели апельсины и мандарины.

Люди Черногории: Николай Костомаров: У Черногории огромный потенциал для развития кино индустрии
Вопрос про музыку. Мы знаем, что вы здесь занимаетесь музыкой. Расскажите, пожалуйста, немного про это. Как так вышло и какие творческие планы?


Музыка сопровождала меня всю сознательную жизнь. Я начал играть на гитаре еще в школе. Потом отучился в училище и в университете культуры. Все время играл на гитаре. Мы с женой познакомились тоже, можно сказать, благодаря гитаре.

Мы ехали в одном купе в поезде, познакомились, и я всю ночь играл и пел песни под гитару. Это было наше первое знакомство, которое стало судьбоносным.

Когда мы приехали в Черногорию, помимо основной работы хотелось иметь занятие для души. Первым делом мы пошли в Русский культурный центр в Херцег-Нови для знакомства с соотечественниками. Я там встретил Евгена Попова, который тут давно живет и играет на оригинальном инструменте, спейс-драме, который я раньше даже не видел.

Мы стали играть вместе. У нас не было никакой определенной цели, просто занимались творчеством. И спустя месяц получилось собрать команду, с которой мы сейчас репетируем. У нас уже состоялось три выступления.

Люди Черногории: Николай Костомаров: У Черногории огромный потенциал для развития киноиндустрииВыступление в Рисане, июль 2015 года. Фото: Алексей Коимшиди.
 
Вернемся к вашей профессии. Скажите, как вы начали работать с американскими, английскими, шведскими представителями киноиндустрии? Что для этого вообще нужно сделать?
 
Когда начал планировать переход на удаленную работу, я стал изучать зарубежные сайты. Это нужно еще и для получения нового опыта. В работе с иностранными работодателями открывается другая специфика. Оказывается, очень много различий во всем: и в подходе, и в пунктуальности, и в технических вещах. 
 
В какой-то момент мне написали из японской студии и предложили проект. После одного проекта, в котором я принял участие, они стали постоянно мне предлагать новые.

На сегодняшний день мы в очень хороших дружеских и профессиональных отношениях. Общаемся мы с ними на английском. В основном, я с ними делаю японские проекты. Среди японских работ есть популярные в этой стране фильмы «Princess Jellyfish», «Attack on Titan» и «Kurage hime».
 
Также я сделал несколько проектов со шведами. Это компания, которая в основном делает или американские или английские фильмы. 
 
И с британцами сейчас я работаю над двумя проектами. Это полнометражный фильм для США «The 9th Life of Louis Drax» для широкого проката и сериал «Partners in Crime», который широко известен в Британии. 
 
А есть ли какой-нибудь проект, где именно вам довелось сыграть ключевую роль ?

На самом деле, мы все так или иначе меняем ход проекта в процессе работы. От действий каждого специалиста зависит то, каким его увидят зрители на экране. 
 
Другой вопрос, когда нужно найти решение сложной задачи, и если не найдется тот, кто решит этот вопрос, то проект двинется по какому-то альтернативному пути. Это не всегда хорошо, так как зачастую эти пути менее интересны и следуют ими больше от безысходности.

Был случай, когда мне удалось найти решение и помочь реализовать изначальную режиссерскую задумку. И, можно сказать, я появился в нужное время и в нужном месте, так как все уже решили выбрать альтернативный путь. 
 
В январе прошлого года меня пригласили на студию «Мельница» в Санкт-Петербурге для того, чтобы помочь организовать им отдел композеров и настроить их взаимодействие с другими отделами. Это та самая известная в России и СНГ студия анимационного кино, которая подарила нам легендарную серию мультфильмов: «Три богатыря», «Иван Царевич и серый волк», «Лунтик» и «Барбоскины».
 
В это же время на студии запустился проект «Крепость» про историческую оборону Смоленска в 1609 году. Этот проект рисованный, как и многие другие на студии, но так как фильм переполнен эффектными кадрами и масштабными панорамами битвы, режиссер захотел добавить кадры с использованием 3D-графики и облетами камеры вокруг крепости.

При этом кадры должны были гармонично вплетаться в остальной стиль, который можно создать только руками, рисуя кистями в фотошопе. Средствами 3D-графики этого добиться практически невозможно.
 
Впридачу к этому, студия не обладала достаточным количеством 3D-художников для реализации этих самых кадров. В принципе, уже было принято решение о том, что эти кадры нужно вырезать из фильма.

А мне режиссерская идея очень понравилась, так как очевидно, что такие кадры украсят фильм и сделают проект более выразительным и захватывающим. Я начал поиск решения и в итоге его нашел. Сделал несколько тестов и показал результат режиссеру и продюсеру. Результат оказался даже лучше, чем если бы это была полноценная 3D-графика.

Конечно же, и продюсер и режиссер были в восторге, ведь теперь ничего вырезать в монтаже не нужно, и все заранее задуманные кадры остаются в фильме. 
 
Я не могу сейчас рассказывать деталей этого метода, так как проект еще в работе, но подход оказался абсолютно нестандартный и некоторые программы и функции пришлось использовать абсолютно не по назначению.
 
Может, именно поэтому аналога использования этого метода в крупном анимационном кино до сих пор нет. После этого продюсер проекта мне сразу предложил разрабатывать все эти кадры и обучать этой технике остальных художников из отдела композитинга.

Проект еще в работе, но рейтинги уже зашкаливают, думаю, фильм получится отличным. Мы все с нетерпением ждем, когда можно будет сходить в кинотеатр и увидеть свою и работу своих коллег на большом экране. 
 
Можно считать, что вы нашли себя в этой профессии? 
 
В этой профессии я чувствую себя как рыба в воде, я уже долго занимаюсь кино, и это по-прежнему приносит мне удовольствие. Мне даже кажется, что с каждым годом оно только усиливается. Чувствую себя зрелым специалистом.
 
Какая следующая цель?
 
Мне нравится быть фрилансером, чтобы не быть привязанным к определенному месту жительства. Но при этом я скучаю по большой студии.

В студии я смогу больше раскрыть свой потенциал, хочется сложных задач, где можно применить все свои знания и навыки. Нужен творческий вызов. 
 
А как вы оцениваете с профессиональной точки зрения возможности Черногории для киноиндустрии?
 
Черногория обладает просто огромным потенциалом. Прекрасные морские пейзажи, горы, озера и водопады — все это может превосходно конкурировать, например, с природой Новой Зеландии, где Питер Джексон снял свои фильмы «Властелин Колец» и «Хоббит».
 
Я думаю, нужно начать прививать эту культуру людям и, конечно же, начать нужно с молодежи. В каждом из нас есть таланты режиссера, оператора, художника, но не каждый из нас в них верит. И мало кто задумывается о том, что там, в студиях, сидят и создают самые громкие проекты такие же люди, просто они отличаются тем, что у них была возможность развить свой талант, а у черногорцев этой возможности нет. 
 
На Мальте, к примеру, построили огромный водный бассейн под открытым небом для съемок на воде. Это специально оборудованное место, где есть все технологии, чтобы качественно снять воду.

Начиная от пиратских сражений, закачивая красивой прогулкой на яхте. Там есть все необходимые декорации и отлаженный процесс подготовки к съемкам. Теперь туда летает снимать водные сцены весь киномир, так почему не создать нечто похожее тут? 
 
Мне кажется, Боко-Которский залив подходит для этого идеально. Главное — чтобы под рукой всегда были лодки, катера, декорации и команда людей, которая подготовит все необходимое для съемок. Это не составляет какого-то большого труда.

Просто этим надо заинтересоваться и понять, что в этом есть большая потребность. Черногория вполне может конкурировать с Мальтой. Это не только повысит узнаваемость страны, но и привлечет сюда дополнительные инвестиции и рабочие места.
 
Вы, наверное, знаете, что сериал «Игра престолов» частично снимается в соседнем с нами Дубровнике. С точки зрения эксперта расскажите, пожалуйста, что вы думаете по этому поводу?
 
Я полагаю, что, во-первых, в Дубровнике очень красиво и условия съемок недорогие; первичные живые декорации более чем подходящие. Обычно в кино как делается: если действия актеров происходят на пороге сказочного дворца или замка, то все, что на первом плане, стараются создать с помощью декораций, а весь дальний план дорисовать.

Поэтому снимать, например, сцену на лестнице в Дубровнике оправдано — в кадр попадает живая лестница и стены, а уже вся остальная архитектура дорисовывается по задумке авторов.
 
Что самое интересное, Черногория не проигрывает в этом отношении. Мои знакомые снимали фильм в Болгарии, например. Не понимаю, почему не снимается кино в Черногории. Тут можно отснять совершенно любую сцену: и морскую историю, и снег, и исторические сюжеты, и горные реки, и спокойную воду на Скадарском озере — все, что угодно.
 
Как вы считаете, что нужно, чтобы в Черногории создать удобные условия для развития киноиндустрии? С чего начать?
 
Я думаю, что важно открыть «зеленый коридор» для этого. Мне кажется, нужно больше кинотеатров, а также школ актеров, режиссеров, компьютерной графики, художников.

Было бы здорово, если бы правительство сделало какие-нибудь льготы для тех, кто хочет открыть тут студии по созданию визуальных эффектов, и это, соответственно, дало бы рабочие места тем, кто учится в этих самых вышеупомянутых школах. 
 
Вы не представляете, как трудно иногда найти подходящую натуру для художника, живя в большом городе, а тут — открыл окно и садись рисуй.

Здесь нет специалистов по налаживанию самого съемочного процесса. Только со своей группой надо приезжать на съемки, а это может оказаться дорого.

Если бы приехал один оператор и режиссер, а на месте они могли найти всех необходимых людей, какую-то студию, которая им поможет устроить съемки, думаю, это было бы востребовано очень. Других ограничений я не вижу. Просто про страну мало кто знает. 
 
Еще раз — потенциал просто огромный. Я искренне верю, что в скором времени мы начнем все чаще и чаще видеть в фильмах пейзажи этой прекрасной страны, а в титрах этих фильмов — имена черногорских актеров, режиссеров, операторов и художников по компьютерной графике. 
  • ryseva

  • 04.08.2015
  • Вконтакте
    Google+
8 комментариев
Написать комментарий
Rosa
  • Rosa
0
+
Интересная и довольно необычная у Николая работа. Черногория для реализации творческих планов действительно очень подходит. Надеюсь у него все получится.
OlgaLarionova
0
+
Это что-то новенькое —  Черногория и кино, вообще хорошо раскрутить можно любое место, был бы инвестор.
NatalyaIvanova
0
+
Но, чтобы в Черногории снимать качественное кино, нужны огромные деньги, в Черногории таких явно нет.
NatalyaIvanova
0
+
В Черногорию необходимо вкладывать деньги, а пока там можно снимать только любительские фильмы.
OlgaLarionova
0
+
Николай — творческий человек, ему хорошо там, где есть вдохновение и пока оно там присутствует.
NatalyaIvanova
0
+
Действительно, кто знает, может завтра это будет уже не Черногория, а Китай или Тайланд?
NatalyaIvanova
0
+
К вопросу о Болгарии, почему там кино снимают, а не В Черногории. Все просто — в Болгарии дешевле)
OlgaLarionova
0
+
А я бы хотела, чтобы наша страна вновь стала Меккой киноиндустрии, у нас тоже все для этого есть, возьми хотя бы Крым!