Евген Попов: «Началось все с того, что я не планировал бежать никаких марафонов»

31 мая я пробежал горный марафон. 15-й Орьенский марафон (Черногория) я посвящаю жене Ирине Рысевой и дочери Маше. Хочу, чтобы они мной гордились, особенно Маша.

Проживание в Черногории: Евген Попов: Началось все с того, что я не планировал бежать никаких марафонов
Началось все с того, что я не планировал бежать никаких марафонов. Так как хорошо помню, как было тяжело на Римском. И особо не готовился, а просто бегал для своего удовольствия два раза в неделю по набережной.

Но произошло два события. Первое: как-то на одной из пробежек я встретил Томаша. Это спортсмен в категории горного бега, мы встретились с ним на набережной, познакомились, и он пригласил пробежаться в горы до хорватской границы, я согласился, чтобы попробовать.

Это был новый опыт. Он мне понравился. Это значительно тяжелее пробежки по асфальту. После пробежки он пригласил меня на ловченский марафон, я отказался, так как одной пробежки по горам было достаточно, чтобы понять, что я не готов.

Томаш 20 лет прожил в Греции, и только месяц назад вернулся в Нови. Рожден он был в роддоме Дубровника, поэтому считает себя югославом.

В общем-то, он меня заразил. Я стал думать о технике бега в горах. Это совсем другой бег, другое удовольствие. В общем, я был инфицирован, но дальше дело не пошло.

Второе. В среду на этой неделе иду по делам в нашем прекрасном городе и вижу неказистую рекламу Орьенского марафона. Ну, думаю, надо прочитать и новость написать, вдруг кому-то будет интересно.

Для этого связался с организаторами и получил исчерпывающие ответы. Очень оперативно, доброжелательно и вообще осталось очень приятное чувство от общения с клубом «Субра». После того, как я получил всю информацию, неожиданно на пятницу отменились рабочие встречи.

Это означало, что Джа мне хотел дать понять, что пришло время. И что самое важное, марафон проходит вот тут, у меня под боком, и пропустить его было бы нечестно. Собрался за один день и поехал.

К месту сбора я приехал первый, так как мне было непонятно, сколько времени идти до туристического дома. Был я возле этого домика всего два раза в прошлом. Но никогда не засекал времени в пути.

Дом находится в горах, доехать на машине не получится. Идти надо только ногами. У меня получилось 40 минут ходьбы от места, где меня высадили, но я торопился. Пришел, значит, первый. Занял самое козырное место возле окна. И вообще был принят очень радушно.

К 21:00 пятницы подтянулись участники субботнего марафона. И вот тут я реально расстроился. Я понял, что ввязался в авантюру. Как потом оказалось, из 26 участников забега 16 – профессиональные спортсмены, остальные – это любители с большим опытом.

Я среди всех был просто ребенок. Хотя по возрасту, пожалуй, один из старших. Средний возраст марафонцев – 25 лет. Ну, в общем, я уже начал продумывать пути отступления. Как тут в дверях появился Томаш.

Как вы понимаете – русский был только я. Остальные черногорцы, сербы, хорваты и югославы со всей Черногории. Приехали из Подгорицы, Никшича, Котора, Будвы, Тивата и ХН.

Томаш сразу меня всем представил и вообще как-то меня взбодрил. Вселил уверенность что ли, что все будет ОК. Я вспомнил свой девиз: «главное никогда не ссать!»

Мы поужинали. Зарегистрировались на марафон. Внесли деньги, получили свои номера и разошлись спать.

Когда я был в комнате, на фото выше видно, что кровати расположены по принципу казармы, посмотрел на спортсменов. Доложу вам, что таких красивых людей в большом количестве я не встречал (not gay). Если бы я был художником или скульптором, обязательно бы захотел это увековечить.

Это просто совершенные мужские тела (опять not gay). Ростом они все меня выше. Я вообще попал, как Гуливер в страну великанов. Фигуры подтянутые, лица здоровые, излучающие гармонию и счастье. Все доброжелательные, открытые, веселые и красивые. Ой, похоже, отвлекся. Фото не будет.

Утром начали готовиться к забегу. Еще раз все обсудили, позавтракали (каждый своими продуктами – организованное питание было только после марафона) и вышли на улицу ждать.

Погода была прекрасная. Никакого дождя не планировалось. С погодой очень повезло. Не было жарко и не было дождя.

Когда все вышли на улицу, я опять напрягся. Дело в том, что у меня были длинные штаны, а у спортсменов беговые шорты; у меня палки для горной ходьбы, а спортсмены сказали, что это лишнее для хорошего бега; у меня подвесная система с водой, а спортсмены в лучшем случае маленькую бутылочку брали. Тут я понял, что я опять не понимаю, куда попал.

Но деваться было некуда. Уже зарегистрирован. Надо бежать.

Ровно в 9:00 мы побежали.

Как водится, сразу выделилась группа лидеров. Я, оценивая свои силы, решил быть последним и тихонечко стартовать. Ошибка на римском марафоне мне послужит много раз, я надеюсь: ускоряться можно только во второй половине дистанции, раньше, хоть пешком иди, главное экономить силы.

Такую стратегию и решил применить. Прицепился к «аутсайдерам» и бежал последним. Через 5 км понял, что в хвосте сложно, ускорился и нашел себе золотую середину. На первой контрольной точке (1/3 дистанции) я был 16-й.

Надо сказать, что все опытные спортсмены мне так и рекомендовали это марафон провести. Говорили, что я должен «зацепиться» и неспешно закрыть дистанцию. Моя задача была просто с нее не сойти, не получить травму и просто вернуться к финишу.

Время не имело значение. Хотя психологически при лимите марафона в 8 часов я рассчитывал на 6 часов с копейками. Для меня был психологический барьер 6:15.

В общем, по темпу, который я держал, я укладывался в свое время и меня это устраивало.

Сложности начались на восхождении на самую высокую точку южной Черногории – Veliki Kabao (Zubacki) 1894 m.

На карте это аппендикс «10». Для меня это было самое сложное. Хотя в двухмерном пространстве карты это всего 2 км на север и 2 км назад, это была ровно половина дистанции и там у меня возникли проблемы.

Я не ловил «стенку», не испытывал никаких физических болей, но мне было настолько психологически тяжело, что хотелось плакать.

Дело в том, что группа лидеров уже к моему восхождению побывала на вершине и возвращалась, в то время, как я только начинал восхождение. Разница примерно в один час.

И они шли мне на встречу, спускаясь, а мне только надо вскарабкаться на эту гору. Для меня это было очень тяжело. Видеть, как люди тебя опережают на час, а ты не можешь с этим ничего поделать, и тебе приходится ползти наверх.

Справедливости ради стоит отметить, что они меня поддерживали. Томаш тоже был среди них. Но было все равно очень тяжело.

Через час таких страданий, не побоюсь этого слова, я уже видел, как на вершину поднимаются оставшиеся спортсмены, и меня отпустило.

Но была еще одна проблема. Парень, к которому я «прицепился», пропал из поля моей видимости, я остался один, не зная хороший ли у меня темп или нет, относительно остальных участников.

Точнее так, он не пропал, а на момент моего восхождения уже отметился на вершине и побежал вниз. Примерно 4 минуты он отыгрывал.

В общем, я остался один, а впереди еще половина дистанции. Я решил насладиться видами и передохнуть. Тем более, что с Veliki Kabao вообще началась моя любовь к черногорским горам. Это моя первая серьезная вершина. И вообще Орьен мое любимое место.

Поэтому я решил, раз я остался один, значит, Джа мне советует насладиться этим моментом. Я отдохнул, сделал селфи, поздоровался с Kabao, посмотрел на любимую Боку и через минуту своего отдыха отправился догонять свой «паровоз» – парня в синей футболке.

Внизу меня ждала приятная новость. Парень (после финиша я с ним познакомился и благодарил, что вел меня – его зовут Милан, он хорват из Пулы, пять лет живет в Подгорице и работает в T-Com) в синей футболке отдыхал на контрольной точке. Пил воду и ел батончик. Такое ощущение, что меня ждал.

Еще одна интересная деталь. На этой контрольной точке (Orjensko sedlo) дежурил Сречко – член клуба «Субра» (организатор марафона) и так сложилось, что он арендодатель моего офиса «Nema Alarma». За пару дней мы с ним виделись и переговорили о том, что я бегу, а он дежурит на контрольной точке.

Так вот он был очень рад, подбадривал меня, вообще всячески хотел мне помочь. Воды там больше необходимого, батончиков и вот это вот все. Мне было приятно и эти два факта: Милан «ждет» и Сречко переживает, открыли второе дыхание.

Это фотография моего билета с чекинами на контрольных точках.

Милан допил воду и побежал. Я закончил разговор со Сречкой и побежал за Миланом.

Но вы помните, дорогие читатели, что у меня открылось «второе дыхание», правда? Именно поэтому я перехожу к кульминации.

Это была уже вторая половина дистанции и табу на ускорение моя психика, травмированная римским марафоном, сняла. Я втопил. Прямо быстро так, что сам удивился.

Есть еще один важный момент. Дело в том, что трасса первую половину была только, по большому счету, на восхождение, а вторая половина как бы на спуск.

Спуском это назвать сложно, тем более что на спуске порой сложнее, чем на подъеме, но суть в том, что именно после контрольной точки Orjensko Sedlo можно нормально бежать. Прямо по-человечески. И бежать можно в свое полное удовольствие.

Что я и сделал. Я бежал, словно по набережной, как будто и не было этих 15-ти мучительных километров. В итоге я догнал Милана, обогнал его и оставил далеко позади.

Но через 10 км, почти перед самым финишем случилось неприятное.

Это фото с вершины Kabao:

И неприятность эта называется стена. Но не та «стенка», которую ловят спортсмены, когда в мышцы начинает поступать молочная кислота и приходит невыносимая боль. А обыкновенная такая отвесная скала, которая реально стена из The Wall.

И вот представьте себе: 20 с лишним км позади (забегая вперед, горный марафон отличается от «классического» тем, что двухмерная дистанция на карте меньше, но по нагрузке из-за подъемов и спусков усилий требуется значительно больше, плюс совсем другая техника бега, поэтому справедливо приравнять 1 км в горах к 2 км по асфальту) и тут перед вами реальная скала в виде стены высотой метров 10. Я чуть второй раз за всю дистанцию не расплакался.

Вторая проблема, то преимущество, которое я отыграл у Милана, может быть быстро утеряно. Это меня толкнуло на отчаянный шаг. Я не стал карабкаться, а решил обежать эту стену.

Конечно, это заняло больше времени, но сохранило уверенность в себе и главное –  отсутствие травм. Хотя был очень высокий риск сбиться с тропы и потерять очень много времени. Но обошлось.

Минуя стену, я обогнал нескольких спортсменов, которые, видимо, на стене потеряли последние силы, вышел на финишные 3 км.

И вот мои финишные километры. Они тянулись будто вечность. Уже болела поясница, ноги ныли и вот-вот обещали ту самую «стенку». Я бежал и думал, что надо побыстрее прибежать, чтобы избавиться от этих болей.

Тут я вспомнил свой финиш на римском марафоне и понимал, что эти последние страдания они настолько временны, что стоит перетерпеть, потому что уже через полчаса после финиша я не вспомню как мне больно, тяжело и хочется к маме.

А финиша все нет и нет. И тропа ведет и вроде бы тропа – как тропа, но как-то неправдоподобно она меня уводит в другую строну. Хорошо, что вовремя сориентировался и понял, что свернул не туда.

Вернулся на свою тропу, потерял примерно 5 минут. Но уже точно пошел на финиш.

На финише ждали, аплодировали. Я копил силы, чтобы финишировать уверенным бегом. В итоге получилось. Я доволен.

Дистанция: 25,4 км.
Общий подъем: 1328 м.
Время: 5:53:58
Я на 11 месте (всего 26)

Лучшее время 15-го Орьенского марафона: 3:35:08
Лимит марафона: 8 ч.

Это я с чемпионом. Он из ХН. Звал меня тренироваться, но я что-то опять думаю, что не готов.

А тут меня рисует Маша, я умираю без сил. Как-то так.

Вот на таких автомобилях участники забега приехали. Второй интересный факт: марафонец, занявший третье место, довольно много курит.

Надеюсь, это будет хорошим примером для всех любителей активного отдыха.

1 comment
  1. Всегда есть те, кто первый, и есть те, кто будет последний. Но Евген — всегда был и будет первым.