Анастасия Гельман: «В Черногории жить с детьми – одно удовольствие»


Екатерина Ларионова взяла интервью у Анастасии Гельман, жены Марата Гельмана – известного общественного деятеля и галериста. Как живется в Черногории с маленькими детьми, чем черногорская медицина уступает российской, почему надо быть осторожными с черногорской кухней – об этом и многом другом читайте в интервью, специально для OpenMonte.

Люди Черногории: Анастасия Гельман: «В Черногории жить с детьми - одно удовольствие»
Настя, привет! Скажи, пожалуйста, как давно ты приехала в Черногорию?
 

Мы переехали в Черногорию в декабре 2014 года, то есть полтора года назад.

А раньше ты бывала в этой стране?
 

Да, мы приезжали раньше, но ненадолго.

Расскажи о своих впечатлениях о Черногории. Чем ты довольна? Чего тебе здесь, может быть, не хватает?
 

Я буду рассуждать с точки зрения жизни семьи, воспитания детей. С детьми у меня сейчас связано все, поэтому я и говорю об этом. Потому что, когда ты живешь один, у тебя совершенно другие запросы и потребности.
 
Что касается детей, то, если говорить о дошкольном периоде, Черногория – идеальное место для жизни. Это тем более верно, если выбирать между Москвой и Черногорией. Черногория – это отличный климат, экология, качественные продукты, безопасность.

Возможно, здесь не такая удобная инфраструктура, как в Москве, то есть, нет на каждом шагу хороших, интересных детских площадок, детских театров, каких-то возможностей для дополнительного образования. Но это все вторично по сравнению с прекрасным отношением к детям черногорцев.

Когда я приезжаю в Россию из Черногории с детьми, то постоянно испытываю неловкость за то, что у меня вообще есть дети, что я нахожусь с детьми на паспортном контроле, в магазине, в такси. У меня были такие случаи: таксисты, видя, что я с ребенком, выражали недовольство, боялись, что ребенок запачкает салон машины и так далее. Даже были конфликтные ситуации с такими водителями.

А здесь, конечно, жить с детьми – одно удовольствие. Я прихожу в ресторан, и официант может запросто занять детей, чтобы я спокойно отдохнула, поела, в конце концов. Для недавно приехавших русских это удивительно. В российских ресторанах часто либо делают вид, что ребенка с женщиной нет, либо демонстрируют недовольство.

Очень важен для меня вопрос безопасности детей. Никогда не слышала, чтобы здесь пропадали дети, как это часто бывает в России. Достаточно посмотреть, сколько объявлений об исчезнувших то тут, то там детях распространяется в соцсетях.

Недавно здесь пропал один мальчик, но быстро нашелся. Оказалось, он сам ушел в какой-то построенный им «штаб». Это нормально – ребенок может уйти в «штаб» в лесу и ничего с ним при этом не случится в Черногории.

Люди Черногории: Анастасия Гельман: «В Черногории жить с детьми - одно удовольствие»
Есть что-то, чего остро не хватает здесь, на твой взгляд, матери с детьми дошкольного возраста? Может быть, медицинского какого-то обслуживания?

Все живущие в Черногории знают, что медицина – это проблема здесь. Если тебе срочно нужен какой-то врач, ты его можешь просто не найти в том городе, в котором живешь. Приходится ехать в столицу, в Подгорицу. Особенно, если речь идет о каком-то узком специалисте. Да даже не таком уж узком. Вот, например, детского невролога у нас в Будве нет, как я понимаю. Некоторые процедуры вообще не делаются.

У меня остались очень хорошие отношения с тем педиатром, у которого мой старший сын наблюдался в Москве, в обычной районной поликлинике по полису ОМС. И, если что, я обращаюсь к этому врачу удаленно, отсылаю ей фотографии, она дает какие-то рекомендации.

Недавно у нас с двухлетним сыном была ерундовая проблема, с которой здесь мне не смог помочь ни один из трех или четырех хирургов, к которым мы обращались. В итоге мы с Егором летали на два дня в Москву, где в Филатовской больнице нам все сделали за 10 минут. Это криохирургия – просто азотом сосудик надо было подправить. Сомневаюсь, что здесь есть такое оборудование. Местные врачи не могли даже определить, в чем дело.

А с младенцем я еще ни разу не была здесь у врача. Впрочем, собираюсь заняться прививками сейчас – все-таки, это нужно. А так – все хорошо, с ребенком все в порядке. Я вообще не паникер. То есть, если какие-то сопли, кашель – я не бегу сразу к педиатру. Здесь дети здоровы, но я для себя решила, что если возникнет какая-то проблема, я буду обращаться к своим московским врачам, хотя бы удаленно.

В Черногории появился на свет твой второй ребенок, а первый родился в Москве. Где, по твоему, лучше наблюдаться во время беременности и рожать – здесь или в России?
 

 В Черногории и в Москве совершенно разный подход как к ведению беременности, так и к родам. Но мне сложно сравнивать, потому что в Черногории я получала платные медицинские услуги, а в Москве я обслуживалась в обычной женской консультации по полису обязательного медицинского страхования и рожала в обычном роддоме бесплатно.

Мне очень нравились врачи в российской женской консультации. При этом там мы ходим на прием каждые две недели, а под конец срока – каждую неделю, сдаем много анализов, врачи прописывают множество препаратов (часть из которых вовсе могут быть не нужны), а в Черногории общие анализы берут один раз, правда, при каждом посещении делают УЗИ, но таких визитов совсем немного. До 36 недели беременности у врача можно вообще не появляться.
 
Я рожала в клинике «Кодра» в Подгорице. К врачу туда пришла в середине беременности и сказала, что слышала много хороших отзывов и хотела бы у них рожать. И врач сказал: «Отлично, приходите после 36 недели». Так как я планировала рожать с анестезией, то тщательное обследование перед родами провели анестезиолог и кардиолог.
 
Сами роды, конечно, не сравнить… Еще раз скажу, что я не могу, наверное, сравнивать, так как в Москве это были роды в обычном роддоме за счет государства, а здесь, конечно, за мой счет, все было по-другому.

Тебе понравилось в «Кодре»?
 

Там все было шикарно, помимо постродового ухода. Не знаю, правы мы или нет, рассуждая о том, что местные врачи «ничего не знают» и застряли в XX веке. Все-таки, наверное, черногорские врачи знают, что они делают.

Лично мне не понравилось то, что я пришла из родильной палаты к ребенку и обнаружила его лежащим с капельницей глюкозы. Просто так. То есть, родился здоровый ребенок с показателем 10/9 по шкале Апгар, но все равно его завернули в одеяло, положили в кювез и поставили капельницу. Это мне было непонятно.

Конечно, было немного неприятно, что меня никто не спросил, можно ли поставить ребенку капельницу. Врачи посчитали, что это нужно. Единственное, от чего я успела его уберечь – антибиотики, которые хотели прокапать превентивно. А мне вот антибиотики дали. Оказалось, что здесь это в порядке вещей. Но так как я в роддоме была всего два дня, то мы это пережили нормально.

В целом роды были прекрасными, просто сказка. Великолепная анестезия – анестезиолог все время был рядом, а также еще несколько медиков. В Москве меня в самые тяжелые минуты оставили одну, а после родов положили в коридоре. Восстановление здесь тоже прошло прекрасно.

В общем, если я еще буду рожать когда-нибудь, то, скорее всего, в «Кодре». Я понимаю, что это звучит как реклама.

Как ты считаешь, где лучше растить детей – здесь или в городе-миллионнике в России? Я имею в виду противопоставление возможностей для раннего развития, музеев, театров, каких-то кружков в российских городах всем известным нам плюсам жизни в Черногории: климату, здоровым продуктам, безопасности и так далее. Лично у тебя какие планы насчет твоих детей?
 
Что касается раннего развития, то я с детьми все успешно делаю дома. Мне кажется, кругозор и эрудиция детей в таком возрасте – в руках родителей. Мы фанаты слегка переработанной методики Домана: у нас множество карточек, картинок, книжек, стихов для развития памяти – Егор это все очень любит. Это все можно делать дома.

Я хорошо владею английским и могу преподавать его Егору сама. Что нужно ребенку, чтобы выучить язык? Нужно говорить с ним на этом языке.

Однако, если говорить о дополнительном специальном образовании – музыка, танцы и так далее, то, мне кажется, с этим в Черногории могут быть проблемы. Впрочем, я еще не сталкивалась с этим, мои дети достаточно малы.

Люди Черногории: Анастасия Гельман: «В Черногории жить с детьми - одно удовольствие» 
Но какие-то занятия вы здесь посещали? С развивающими группами у нас, по крайней мере, в Будве, все хорошо.
 

Да, здесь полно всего. У мамы двухлетнего ребенка большой выбор, куда пойти, чтобы малышу было с кем пообщаться и было интересно. С этим у меня пока нет проблем. Иногда, конечно, хочется сходить в хороший зоопарк, в парк аттракционов, но мы периодически ездим и в Россию, и в Европу, где все это есть.

Каждый день ребенку такие развлечения не нужны, достаточно жить в хорошем климате и пару раз в год путешествовать в другие страны – в ту же Москву съездить, да и вообще, в любой город России. Например, мы с детьми сейчас поедем в Пермь – там есть и контактные зоопарки, и аттракционы, и театры для малышей.

А как у тебя с черногорским языком?
 
При необходимости я могу сказать все, что мне нужно. Я все понимаю, когда читаю. Недавно нашла в магазине знакомую книгу на сербском – «Дневник Бриджит Джонс». Это очень хорошая книга для тех, кто учит сербский, написана простым языком. 
 
Мы занимались с Предрагом – с популярным здесь преподавателем, у которого половина приезжих учится. Мне кажется, еще полгода-год, и я буду хорошо знать язык. Мне всегда легко давались языки. 

Мне кажется, какие-то пробелы в знании языка помогут восполнить улыбка и ребенок рядом.
Женщине с ребенком здесь помогут всегда.
 

Да-да, отношение к детям здесь прекрасное. Когда меня останавливает дорожная полиция и полицейский видит в машине ребенка, сразу отпускает, даже не проверив документы. Мы недавно с подругами шутили, что в Черногории с маленьким ребенком можно даже пойти грабить банк.

Расскажи, пожалуйста, о своем отношении к черногорской кухне. Готовишь ли ты черногорские блюда, едите ли вы их в ресторанах? Что вообще ты любишь готовить?
 

Естественно, черногорская национальная кухня нам уже очень приелась. И, на мой взгляд, традиционная кухня Черногории (по крайней мере те блюда, что подаются в ресторанах) ужасно нездоровая.

Если каждый день есть жирные, прожаренные, солёные плескавицы, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Гарниры, кстати, вполне правильные здесь, если не говорить о картошке-фри, которую везде подкладывают. Блитва, рис, айвар, пинджур, лук, овощи свежие в сочетании с курицей, например, это неплохо.

Но в целом кухня тяжелая, поэтому дома мы едим фрукты, овощи, какое-то мясо, морепродукты. Сейчас вот хлеб и сахар решили исключить из рациона. Я люблю покупать мясные полуфабрикаты – например, филе куриное в маринаде. Очень здорово, что в Черногории популярна индейка. Я вообще не очень люблю красное мясо, предпочитаю птицу.

Еще я люблю готовить супы, в основном, овощные. Я иногда покупаю плескавицы, но готовлю их по-другому – не обжариваю в масле, а готовлю на пару или на гриле. Недавно купила мясорубку, чтобы делать рыбные котлеты на пару. В общем, я – за здоровое питание.

Я знаю, что вы с мужем даже собираете какие-то мидии, рапаны, рыбу ловите.
 

Марат вообще очень любит сам добывать что-то, чтобы потом съесть. Он берет маску, ласты, гидрокостюм, сетку и собирает мидии – ныряет и отдирает их от скалы.

Потом мы их варим дома и с удовольствием едим. Рапанов готовить намного сложнее, там такой многоступенчатый процесс, но это тоже очень вкусно. И рыбу мы ловили. Если что – можем себя прокормить натурпродуктом 🙂
 
Люди Черногории: Анастасия Гельман: «В Черногории жить с детьми - одно удовольствие»
Не планируешь сменить город проживания в Черногории?
 

Нет, таких мыслей у меня никогда не возникало. Все-таки Будва – оптимальный вариант: и территориально отлично расположена, и магазины есть. Бока Которская мне не нравится своей угрюмостью. Там очень красиво, там можно погулять, но жить там… нет.

А Подгорица далеко от моря, что там делать с детьми? Мы же приехали сюда ради моря и хорошего климата.
 
Насколько я тебя знаю, ты – человек-менеджер: у тебя все четко спланировано, по полочкам разложено, все делается вовремя. Как ты относишься к такому местному явлению как «полако»? Оно тебя не раздражает? Просто высокоорганизованным людям зачастую нелегко смириться с особенностями местного сервиса, например.
 

Иногда раздражает, если честно. Например, мы купили диван на мебельной выставке, который должны были доставить через 10 дней. До сих пор везут, а уже больше месяца прошло.

Или вот я заказала установку интернет-оборудования в квартиру. В Москве сразу приезжают и все делают. Здесь нужно ждать минимум 10 дней, пока прибудет оборудование. А роутер вообще самой надо покупать. Но вообще я многое могу сделать сама: например, розетку поменять или выключатель.

Здесь это, кстати, ценное умение. Еще я хотела тебе задать, наверное, не самый простой вопрос. Как ты относишься к нападкам на Марата Гельмана из-за его профессиональной и общественной деятельности? На тебе это как-то отражается?
 

Здесь мне, пожалуй, нечего сказать. Я никак к этому не отношусь. Ни разу не было случая, чтобы мне лично кто-нибудь высказывал претензии. Эти нападки – в виртуальном пространстве. Лично меня они вообще никак не касаются. Я никогда не сталкивалась с таким негативом ни здесь, ни в России.

 В России ты много общалась с творческими людьми. В целом, здесь у тебя круг общения сильно изменился?
 
Конечно, изменился. Я уехала дальше от своей семьи, друзей. Но друзья уже постепенно перебираются сюда. Раз уж так получилось, что я живу здесь, то моя цель – потихоньку перевезти друзей сюда. Уже одна близкая мне семья переехала, летом еще одна приедет. Мы общаемся с университетских времен, и, мне кажется, все равно в итоге соберемся вместе.
 
Марат каждый месяц приглашает сюда много интересных творческих людей со всего мира. Мы познакомились и с черногорскими художниками. Я не могу назвать себя фанатом богемы – мне и там было хорошо, и здесь хорошо. Я не страдаю от недостатка общения.

Я периодически езжу в Пермь – мой родной город, или в Москву по делам, и я счастлива. Правда, когда я приезжаю в Москву, мне через два дня уже хочется обратно в Черногорию.
 
Как ты оцениваешь социально-культурную жизнь русской диаспоры в Черногории?
 

Мне нравятся мероприятия, которые проходят для русскоязычного населения Черногории. Организаторы сборов в «Сплендиде» – большие молодцы.
 
С появлением «Русских сезонов» в Черногории многое в жизни вне туристического сезона изменилось в лучшую сторону. Люди с удовольствием посещают выставки, лекции.

Например, на недавней выставке Льва Лурье о блокаде Ленинграда в зале не было свободных мест, многие слушали стоя. И это не только выходцы из Санкт-Петербурга, это множество людей отовсюду, которым была интересна эта тема. Ты помогаешь Марату в организации таких мероприятий?
 

  – У меня нет конкретных обязанностей, но я помогаю, когда кого-то надо встретить в аэропорту или куда-то отвезти. Если нужно, я, конечно, помогу. Хожу с удовольствием на выставки как зритель. Иногда бывают такие дни, что я разрываюсь между двумя мероприятиями, на которые хочется пойти.

Например, что-то одновременно происходит в Dukley Gardens в Будве и в Доме художника в Которе. Такие ситуации бывают все чаще. Жизнь насыщается культурными событиями.
Недавно приезжал в Подгорицу пермский театр «У моста». Естественно, я не могла не пойти. Вся страна приехала на единственный спектакль, зал был забит. Странно, что так мало театров сюда приезжает. Я бы ездила на спектакли с удовольствием.
 
И последний мой вопрос: какие планы у тебя в Черногории?
 

Мой план – перевезти сюда друзей и партнеров, с которыми я раньше работала, и что-то сделать с ними вместе. Мы организовывали интересные мероприятия в Перми и в Москве. Мне кажется, здесь большое поле для деятельности. Надо что-то придумать.

Может быть, открыть что-то для детей, например, небольшой парк научных развлечений, где дети смогут ставить опыты и больше узнать о физике и химии, или маленький контактный зоопарк. Здесь вообще детская тема актуальна, и чем больше появится интересных мест, тем лучше.

Leave a Reply
Все события Черногории в телеграме