Жили отец и мать, и был у них сын. Однажды приснилось тому сыну, что он стал зятем царя. Утром, когда он проснулся, сказал он матери и отцу, что приснилось ему что-то очень хорошее. Начали родители его расспрашивать, а он им и говорит:
– А вот и не расскажу я вам!
Родители обиделись на него и выгнали из дома. Бедный парень не знал, что теперь ему делать, пошёл на дорогу, встал и начал плакать.
Провёл он так много времени, пока не подъехал к нему царский слуга, который его выспросил обо всём: кто он, и кто его родня, и что с ним случилось. Тогда рассказал юноша ему всё, а в конце прибавил:
– Приснился мне один сон, а мать и отец начали у меня выспрашивать, что было в том сне. А я им не сказал! Так они меня упрямцем и выгнали из дома.
– Ну, я не твои родители, я – царский слуга. Мне можешь рассказать свой сон. А я перескажу его царю, и, если ему будет угодно, тогда он сделает так, чтобы твой сон стал явью.
А юноша ему и говорит:
– Даже если бы ты был самим царём, и тогда бы я тебе не сказал бы!
Слуга уехал, но как только приехал во дворец, сразу же доложил всё царю. А царь послал другого слугу, чтобы тот нашёл юношу и привёл его к царю. Так и произошло. Увидел царь юношу и спросил у него, что же ему приснилось, а тот и отвечает:
– Не буду я тебе рассказывать.
– Знаешь ли ты, кто я такой? Я – царь! Если ты мне не расскажешь, я прикажу тебя повесить!
А юноша опять своё:
– Даже если ты и царь, я тебе всё равно не расскажу.
Рассердился царь и отправил беднягу в комнату, рядом с которой в клетке сидела царская дочь. Начал юноша думать, что делать и как теперь выручать себя самого, как вдруг, вечером, услышал звяканье ложек и вилок. И стал он тогда думать, что бы там могло быть в той соседней комнате.
Неизвестно, сколько времени он копал, но сделал подкоп и пролез в соседнюю комнату. Увидел он там царскую дочь, которая уже уснула – в изголовье у неё стояла расписная свеча, а в ногах – белая. Все служанки уснули вокруг неё, а на столе перед ними много всякой еды и питья.
Тогда юноша сначала поменял свечи, а потом принялся есть и пить. Когда он всё съел и выпал, спустился он опять в свой прокопанный ход, вернулся в свою комнату и вернул стену на своё место, будто ничего и не произошло.
Проснулась утром царская дочь, увидела, что свечи поменяны местами и всё съедено, начала она кричать на своих служанок, что это они сделали. А те стали клясться, что они ничего не делали.
Она им не поверила. Послала она отцу письмо, что стал кто-то приходить и всю её еду съедать и питьё выпивать, а служанкам приказала больше так не шутить с ней и свечки не менять местами.
Царь приказал удвоить охрану, но царевна не надеялась, что это поможет. Тогда ближе к вечеру намазала она себе глаза какой-то травой, которая позволяет видеть даже во сне и легла спать.
В два или три часа ночи юноша опять разрыл подкоп и проник в соседнюю комнату. Опять он всё съел и выпил со стола царевны, а потом поменял свечи. Начал он был возвращаться назад, когда царевна вскочила, схватила его за руку, но когда увидел, какой он собой прекрасный, то начала его выспрашивать, кто он и откуда.
Юноша ей всё рассказал и с того дня, царская дочь стала просить у отца вдвое больше еды, а красавица и прекрасный юноша стали жить в своё удовольствие. Всё до того момента, когда не стала царевна достаточно взрослой, чтобы её выдать замуж.
Узнала царевна, что отец хочет найти ей мужа и сказала, что ни за кого замуж не выйдет, кроме как за того, кто сможет стрелу пустить так из лука, чтобы она перелетела через стены крепости. Тогда царь созвал своих вельмож и приказал им собрать в пятницу своих сыновей.
Так и сделали. В пятницу вельможи привели своих сыновей, а царь вышел со своей дочерью и вынес лук. Объяснил он всем, что тот, кто хочет стать царским зятем должен пустить стрелу из лука так, чтобы перелетела она через крепостные стены.
Увидела это царевна и попросила она отца, чтобы тот привёл узника, который был посажен в тюрьму три года назад, чтобы царь увидел, насколько тот силён. Услышав это, царь сказал, что тот человек был заточён ещё три года назад, и что он, верно, уже сгнил в своей камере.
Но всё-таки узника привели, а царь очень удивился, увидев, как он хорошо выглядел. Сразу же понравился царю юноша. А все остальные вельможи и их сыновья начали смеяться:
– Бедненький, как же ты сможешь пустить стрелу так, чтобы она перелетела через стену, когда никто из нас не смог.
Но их смех прекратился, когда они увидели, что стрела юноши полетела тридцать аршинов над стенами крепости. Царь, когда увидел, что юноша настолько силён, не посмотрев, что он низкого рода, дал ему свою дочь в жёны, а вместе с ней и много богатства и подарков.
Когда поняли сыновья вельмож, что произошло, позавидовали они юноше. Начали они тогда думать, как бы у него отнять царскую дочь. И решили, что надо с ним поспорить, что они смогут приготовить столько еды, чтобы накормить тысячу гостей. А в следующую пятницу юноша приведёт тысячу людей и свою жену на ужин.
И если они не смогут всё приготовленное съесть, тогда царский зять уступит им свою жену и дружину. А если смогут, тогда царский зять заберёт у них жён. Такие условия подошли обеим сторонам и они подписали договор.
Настало время идти, тогда царский зять собрал дружину, но пришло только девятьсот девяносто пять людей. С ними, и со своей женой юноша двинулся в путь. По пути они встретили человека, который стоял, нагнувшись ухом к земле. Когда спросили его, что он делает, тот ответил, что слушает, как трава растёт.
Тогда предложил ему юноша присоединиться к его дружине и пойти на пир к сыновьям вельмож, и тот сразу же согласился. Так получилось, что в дружине было уже девятьсот девяносто шесть человек.
Идут они дальше и встретили человека, который стоял и всматривался вдаль по всем направлениям. Спросил его юноша, что это он делает, а человек ответил, что он поспорил с птицей, что прибежит на это место, а птица прилетит, и увидят они, кто из них быстрей.
Так вот, прошло уже три часа, а птицы всё не было! Удивился царский зять такой скорости и предложил и этому человеку пойти в его дружину. И стало их теперь девятьсот девяносто семь человек.
Идут они дальше и встретили человека, который всматривался в небо. На вопрос о том, что он делал, человек ответил, что ещё три часа назад выстрелил из лука вверх, и вот пока ждёт, когда же стрела упадёт обратно. Предложил юноша и ему присоединиться к его дружине. И стало их девятьсот девяносто восемь.
Идут они дальше и видят человека, который сделал себе триста килограмм мамалыги на завтрак, съел всё и так и не наелся. Увидел это царский зять и позвал его в свою дружину. И вот получилось уже девятьсот девяносто девять дружинников.
Идут они дальше и видят человека, который выпил озеро и смотрел, как рыбы барахтались без воды. И ему предложил юноша пойти в его дружину. И стало их теперь тысяча. Столько, сколько и должно было быть по договору.
Когда доехали они на место, то спешились и намного отдохнули после путешествия. А сыновья вельмож приготовили еды и питья, которых бы хватило и на четыре тысячи гостей. Тогда царский зять послал вперёд того, который не наелся трёхстами килограммами мамалыги, чтобы он проверил, что можно попить и поесть.
А он пошёл туда: попробовал то, укусил другое, хлебнул там, – всё и закончилось, а ему всё мало! Увидел это царский зять, позвал сыновей вельмож и попросил их отдать ему своих жён.
Они попросили его не отнимать у них жён в этот раз, а поспорить ещё раз. Вот, если и во второй раз они проиграют, тогда он заберёт у них всех трёх жён и все владения.
Они договорились, что нагреют печь настолько, насколько это возможно, пустят туда одного из дружинников царского зятя. Если тот не сгорит, тогда сыновья вельмож отдадут своих жён и все свои владения, а, если сгорит, тогда царский зять отдаст им свою жену и всю дружину. Согласился на это зять царя.
Когда всё было готово, запустил он в печь того человека, который перед этим выпил всё озеро. Тот залил весь огонь водой и вышел из печи невредим и пропел:
– А у зятя царя будет четыре жены! Победа будет за ними!
Поняли сыновья вельмож, что попали в беду. Попросили они юношу, чтобы ещё раз поспорили они. Сказали они, что у них есть крылатая баба, и пусть юноша найдёт в своей дружине быстрого человека. Пусть человек побежит, а баба полетит, и кто первый принесёт с источника воды, тот и выиграет спор.
Позвал тогда зять царя того, который с птицей поспорил, кто быстрей добежит до уговоренного места, а потом три часа ждал, пока птица долетит. Дали бабе и дружиннику по кувшину, и дружинник побежал, а баба полетела. Когда он уже наполнил свой кувшин, тут и баба долетела.
Выманила она у него обманом наполненный кувшин и полетела обратно как можно быстрей. Пока он наполнил новый кувшин, баба уже далеко отлетела. А тот, который слышит, как трава растёт, сразу же услышал шелест бабьих крыльев и доложил зятю царя:
– Баба обманула нашего человека и взяла наполненный кувшин. Она уже скоро будет тут, я уже слышу шелест её крыльев.
Тогда зять царя позвал того, который стрелял в небо из лука и три часа ждал, пока стрела упадёт обратно. Он разглядел бабу вдали, выстрелил в неё из лука и попал ей в грудь. Мёртвая баба упала на землю, а дружинник вернулся с наполненным кувшином.
Теперь уж зять царя взял трёх жён и все их богатства у сыновей вельмож и со своей женой и дружинниками вернулся радостно домой, где и жили они счастливо до конца своих дней.