Участок трассы Бар-Боляре от Смоковца до Матешево длиной около 41 км еще в мае 2019 года планировался к вводу в эксплуатацию, но эпидемия коронавируса и другие факторы откладывают этот момент на неопределенный срок.
Судьба всей трассы от черногорского порта Бар до южной границы Сербии длиной 177 км тоже под вопросом, как и ее экономическая целесообразность.
Строительство участка Бар-Боляре, как единогласно признают и в ЕС, и в самой Черногории, поставило экономику страны перед большими финансовыми рисками и проблемой с выплатой огромного кредита.
В этом обзоре мы собрали все актуальные новости по теме китайского кредита и дальнейших перспектив развития этого крупного инфраструктурного проекта.
По состоянию на первый квартал 2021 года готовность участка трассы Смоковац-Матешево оценивают на 92-95% и постоянно откладывают его открытие. Пока речь идет о конце 2021 года.
Стоимость участка уже приблизилась к миллиарду евро: большую часть этой суммы составляет кредит китайскому банку Exim. Этот кредит значительно увеличил сумму внешнего долга страны, и ставит под вопрос устойчивость всей финансовой системы.
Китай является обладателем четверти всего госдолга Черногории, который на начало 2021 года составляет 4,33 млрд евро (у Китая соответственно 1 млрд).
В 2021 году Черногория должна выплатить первый взнос по кредиту, но, скорее всего, денег в бюджете на этот взнос не наберется.
Дорога, при этом, не достроена, и правительство ведет с китайцами отдельно переговоры о дополнительном кредите на 127 млн евро.
По договору Китай зарезервировал черногорскую землю в качестве залога, если кредит не будет возвращен.
Понимая невозможность выплатить эти долги Китаю, вице-премьер Дритан Абазович обратился к ЕС с просьбой перекупить долг Черногории, чтобы она была должна европейскому, а не китайскому банку, чтобы снизить растущее влияние Поднебесной в регионе.
Из ЕС пришел ответ, что “долги третьим стран ЕС не выплачивает”, что, по сообщению СМИ стало “холодным душем” для нового правительства. Теперь власти, делая хорошую мину при плохой игре, отмечают, что Черногория сама может отвечать по своим долгам.
За финансовыми и инфраструктурными новостями из Черногории пристально следят немецкие СМИ, так как именно Германия, как считается, негласно принимает решения по финансовой помощи Черногории.
Участок от Смоковца до Матешево уже называли “шоссе из ниоткуда в никуда”, дорогой, у которой нет шансов окупиться.
При этом не все в ЕС считают, что Черногорию нужно оставить наедине с Китаем и долгами.
Так, докладчик Европейского парламента по Косово Виола фон Крамон раскритиковала решение ЕС не помогать Черногории выплатить Китаю долг почти в миллиард.
Фон Крамон призвала ЕС «дважды подумать» о возможном «стратегически неверном решении» и предупредила, что Китай за счет долгов может «захватить большую часть черногорского побережья».
«ЕС уже однажды допустил ошибку в Греции, и Китай захватил порт Пирей. Теперь это может произойти с большей частью черногорского побережья», – написала Фон Крамон в Твиттере.
Также и эксперты в интервью Frankfurter algemajne cajtung (FAZ) говорят о том, что в последние месяцы ряд стран обратились за финансовой поддержкой к международным организациям из-за долгов перед Китаем. Среди них Эквадор, Кения, Эфиопия и Пакистан.
Поэтому ЕС придется делать стратегический выбор – помочь Черногории и оставить этот регион под своим влиянием или отдать на откуп Китаю.
На фоне всех этих заявлений посольство Китая в Подгорице сделало заявление о том, что инвестиции страны в инфраструктуру Западных Балкан не носят геополитического характера, и дескать бояться нечего.
Что касается остальных участков трассы – их строительство обсуждается, ЕС говорит о возможности участия в их строительстве, однако их стоимость также остается очень высокой, что в очередной раз ставит вопрос об экономической целесообразности.