Пока не написана книга о том, в чём и почему они отличаются о нас, мы можем воспользоваться черногорскими сказками, чтобы постараться понять их лучше.
В черногорских сказках происходит много всего, но, в общем, герои и события часто совпадают с тем, что происходит в наших сказках. И у них есть свой Кащей Бессмертный, который зовётся Баш Челик (Baš Čelik), есть своя Баба-Яга под именем Гвозден Бабы (Gvozden Baba), ну, и, конечно же, есть свои цари, царевичи и царевны.
Царевич из русских сказок, изображение Shutterstock
Что отличает черногорские сказки, так это диалоги между героями и то, как они что-то делают.
В ситуации, когда муж царевны открывает запретную комнату и провоцирует этим то, что узник царя, которого долго ловили и было потрачено много денег, убегает и прихватывает с собой царевну – дочь царя и по совместительству жену того самого «царевича». Что делает царь по возвращению?
Он узнаёт о том, что произошло и говорит примерно следующее: «Я дам тебе ещё денег и богатства, я найду тебе другую жену. Она будет ещё красивее, чем предыдущая. Только не ходи искать того самого типа, который украл твою жену и мою дочь. Я буду всё также любить тебя как сына. А, если ты пойдёшь, тебя же убьют».
Вы можете представить себе нашего царя, который говорит царевичу, который однозначно виноват, что его всё равно будут «любить как сына и найдут другую жену», только чтобы он остался дома?! Думаю, что это достаточно трудно представить.
У нас царь скажет, например, так: «Иди немедленно искать царевну или голова с плеч!». Не правда ли? Но и это ещё не всё. Черногорцы говорят, что такая реакция совершенно нормальна, ведь, если бы царь приказал царевичу начать поиски, он бы никогда не сделал этого!
Ведь он сам решает, что и когда делать, а приказания ничьи исполнять не будет, даже самого царя. Вот и думайте теперь, что это может означать…
Читаем сказки дальше и царевич, наконец, находит царевну, забирает её, они убегают, их настигает а-ля «Кащей Бессмертный» и убивает царевича. Так повторяется несколько раз, пока кто-то из его друзей не подсказывает, что сначала жена должна выведать, в чём же сила его врага, и только потом уводить царевну.
Так они и делают, и всё заканчивается хорошо, но что удивляет, что такая удачная мысль – выведать, в чём сила «Кащея» – приходит кому-то из друзей и только на пятый раз.
В наших сказках, как, наверно, все ещё помнят, пленённая царевна при первом же посещении царевича, сразу говорит ему, что и как сделать, где это найти, и как избежать возможных опасностей. Вообще, надо признать, что женщина в наших сказках намного умнее не только самого царевича, но и своей черногорской сестры.
В черногорских же сказках, основной задачей женщины является быть красивой, причём так, чтобы все с первого взгляда влюблялись и больше ничего в жизни не желали, кроме как на ней жениться. Она обычно не проявляет никакую инициативу, кроме как любить мужа и хранить домашний очаг.
Интересно, что в сказке, где две сестры приходят к какому-то местному правителю, на вопрос, что они могут делать, то первая отвечает, что она умеет писать. Потом это, правда, оказывается ложью. Правитель отдаёт её в жёны своему помощнику.
А вот вторая говорит, что может родить детей. До этого момента нас, скорее всего ничего не удивляет, и в нашей сказке царь выбирает ту, которая обещает родить ему сына.
Но дальше она говорит, что родит не просто детей, а сразу двоих и что они будут обязательно со светлыми волосами. Тут уж правитель призадумывается и решает взять именно её в жёны.
Вот и ответ на вопрос, нужна ли жена с хоть каким-то образованием, или нужна жена, которая хочет быть хранительницей домашнего очага. Очень похоже на то, что и сейчас это для многих черногорцев это весьма важный фактор.
Таких примеров можно найти множество, надо только взять книгу со сказками и начать читать. Перед вами откроется целый мир, который и сейчас во многом отражает черногорскую действительность.