Геннадий Сысоев, заведующий отделом внешней политики «Коммерсанта», отличный знаток событий на Балканах, рассказал черногорскому изданию Pobjeda о том, что стратегические цели Черногории, как и иное понимание кризиса на Украине, не станут и не могут быть препятствием для дальнейшего развития дружественных и партнерских отношений с Российской Федерацией.
И о том, что нужно прислушиваться к официальной Москве, а не к индивидуальным оценкам, которые кто-то публикует через СМИ.
Геннадий Сысоев напоминает о недавних высказываниях президента Российской Федерации Владимира Путина и министра иностранных дел Сергея Лаврова, которые заявили, что Россия не будет как-то отвечать на санкции даже тем странам, которые их уже ввели, не говоря уже о тех, которые поддерживают подобные меры.
Издание Pobjeda: Могут ли, по Вашему мнению, евроатлантические интеграции Черногории стать препятствием для дальнейшего развития традиционно крайне добрых отношений между нашей страной и Россией?
Сысоев: Ни в коем случае. Не может быть и не будет никаких препятствий. Существует много стран, которые являются членами НАТО и ЕС, и поддерживают отличные отношения с Россией. Лучшим примером среди ближайших соседей Черногории является Словения, которая входит в ЕС и НАТО, но поддерживает партнерские отношения с Россией.
Издание Pobjeda: Каковы отношения между Черногорией и Россией сегодня? Реакция на ситуацию в Украине часто используется в обществе как доказательство того, что мнения двух стран существенно разошлись.
Сысоев: Нет, это ошибочные выводы. Речь идет о разных интерпретациях событий на Украине, и в этом нет ничего странного в мире политики. Это случается как между партнерами, так и между друзьями.
Во мнениях о кризисе на Украине расходятся Америка, Германия, Великобритания… Проблема в том, что кто-то хочет воспользоваться этим для пропагандистской деятельности. В этом кроется вся суть накаливания отношений между Черногорией и Россией и создание напряженности между странами.
Издание Pobjeda: Все же российский МИД, мягко говоря, выразил недовольство из-за позиции Черногории во время голосования ООН по Украине и высказываний премьер-министра Мила Джукановича о вхождении нашей страны в НАТО во время его недавнего визита в Вашингтон…
Сысоев: Все правильно, все было именно так, но ведь здесь нет ничего нового. Резолюция не носит обязательного характера. Поэтому не будет никаких последствий. С другой стороны, Черногория во время голосования по Украине заняла позицию, которую выбрали более сотни стран.
Даже самые близкие с Россией страны, такие, как Казахстан, воздержались, а Сербия, например, вообще отказалась голосовать. Это было просто выражение мнения этих стран по ситуации на Украине, не более того.
В тоже время, что касается НАТО: Черногория, как и Мило Джуканович, никогда во время контактов с российскими официальными представителями не скрывали своих планов по вступлению в ЕС и НАТО, а Россия всегда это принимала с большей или меньшей долей понимания. Российские официальные представители говорили: «Да, мы против расширения НАТО, но это выбор каждой отдельной страны. И не более того!»
Издание Pobjeda: Отдельные российские СМИ достаточно критично относятся к стремлениям Черногории. В последнее время мы имеем возможность лицезреть интервью аналитиков, чьи комментарии по поводу черногорских стремлений и в адрес наших официальных лиц, конкретно Мило Джукановича, не просто остры, но и оскорбительны. Как Вы можете это прокомментировать?
Сысоев: Знаю, о чем идет речь. В черногорских СМИ тоже слышен крайне оскорбительный тон в сторону России. Но вернемся к российским комментариям. Всем должно быть ясно – это их личное мнение. Они не имеют права говорить от лица российского руководства. Они и не говорят. Речь идет только об их личных оценках…
Что касается официальной позиции России, могу сослаться на заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, сделанное пару дней назад во время посещения Латинской Америки, в Чили, стране, которая является достаточно близким союзником США.
Господин Лавров сказал следующее, цитирую: «Нельзя исходить из логики, что если кто-то является союзником США, он не может быть партнером России, и наоборот». Это заявление министра можно отнести и к Черногории.
Издание Pobjeda: Считаете ли Вы, что официальная Москва должна выступить с заявлением по поводу весьма неуместных высказываний отдельных аналитиков, касающихся Черногории?
Сысоев: Все СМИ и каждый аналитик имеют право выражать собственное мнение. Российские официальные лица точно не должны и не будут вступать в полемику с ними. Когда одно из российских СМИ объявило, что Москва может ввести санкции против Черногории, это было абсолютной глупостью.
Президент Путин за три дня до этого официально заявил, что Россия не будет отвечать на те санкции, которые ввели против нее США и ЕС, не говоря уже о других странах, таких как Черногория.
Если СМИ утверждают, что будут санкции, а президент Путин говорит, что этого не будет, вроде бы тут все должно быть понятно. И не забывайте, что Россия еще до США и ЕС признала результаты реферндума в Черногории.
Геннадий Сысоев напоминает о том факте, что Россия признала результаты референдума в Черногории, проведенного 21 мая 2006 года, еще до того, как это сделали официальный Вашингтон и большая часть стран ЕС.
Сысоев: Осенью 2004 года во время встречи президента России Владимира Путина с премьер-министром Мило Джукановичем, Путин открыто заявил: «Нам не очень нравится то, что Черногория хочет отделиться от Сербии». После короткой паузы Путин добавил: «Но если Вы, господин Джуканович, считаете, что для граждан Черногории будет лучше жить в независимой стране, тогда идите решительно в этом направлении и не давайте возможности ни нам, ни американцам повлиять на ваши цели».
Это была официальная позиция России, и похожее мнение мы имели по отношению к евроатлантическим интеграциям Черногории. Во время проведения референдума появлялись разные толкования аналитиков, так же, как и сейчас.
Когда в конце прошлого века произошел конфликт Подгорицы и Белграда, Россия одно время больше поддерживала Белград, но позже высказала понимание по отношению к позиции Черногории.
В конце концов, именно Москва заняла достаточно доброжелательную позицию в своем мнении о независимости Черногории, и, тем самым, не просто дала «зеленый свет» в этом направлении, но и сыграла важную роль в возвращении государственности Черногории, чем повлияла на мнения отдельных стран ЕС и США.
Интервью взяла Весна Шофранац.