Евгений рассказал OpenMonte, как ему в голову пришла такая мысль:
«Во-первых, когда я готовил материалы для проекта по истории Боки Которской, я узнал, что турки ни разу не смогли завоевать Котор и Пераст. Поэтому и предположил, что из Херцег-Нови, на который нападали османы постоянно, люди могли уходить именно по горам. Вот и решил проложить маршрут от Херцег-Нови до Котора. Это был первый этап пути. Второй – это переход из Пераста в Котор.
Во-вторых, я считаю, что потенциал горного туризма в Боке, да и в целом в Черногории, неодооценен. Но именно в два последних года стало ясно, что один морской сезон в два месяца – это не предел возможностей. И не один я так думаю: у нас в Херцег-Нови, Которе устраивают соревнования: Скалинаду, горные марафоны, размечаются новые маршруты. Горы – это мое хобби, и я надеюсь внести свой вклад в развитие горного туризма в регионе, где я живу».
О том, как это было, в рассказе Евгения Попова от первого лица:
Для того, чтобы понять, каково это – уходить пешком по горам из Херцег-Нови в Котор, я и предпринял первую часть моего плана. Для сравнения надо отметить, что я обладаю соответствующей экипировкой, чего не было у новлян тех лет.
Но при этом я точно уверен, что физически уступаю их способностям, так как в горы-то выползаю всего несколько раз в году, а они – с рождения.
Надо также понимать, что я частично пользовался австро-венгерскими и новыми автомобильными дорогами и шел по маркированной тропе, что облегчало мне переход. Но совершенно точно, что у местных были свои проверенные тропы, и они могли быть более короткими. Я же два раза сбивался с тропы и потерял в общей сложности около часа.
Мой пеший маршрут начался с горы над деревней Камено, от свалки, где заканчивается нормальная асфальтированная дорога и начинается каменная, таким образом чуть больше 20 км я не шел пешком, а ехал на автомобиле.
При этом подозреваю, что эвакуация жителей ХН могла быть не только из города, но и из верхних деревень (из того же Камено), и при этом они использовали вьючных животных.
И последнее – я шел в своем среднем темпе, не стремился показать какое-то хорошее время. Я был один и не хотел ночевать в горах, был ограничен зимним световым днем. На основе этого я делаю предположение, что эвакуация из ХН в Котор могла занимать два-три световых дня перехода.
Мой первый этап: Херцег-Нови – Пераст был выполнен за 11 часов. Общая протяженность маршрута составила 62 км. Пешком я прошел примерно 40 км.
Вот это место, с которого я начал пеший трек.
Примерно через час я вышел из юрисдикции охотничьих угодий Херцег-Нови и попал на территорию рисанского охотничего товарищества.
Затем долгое время ориентиром для меня была гора Великий врх.
После австрийской дороги я вышел на старую рисанскую дорогу. Там я первый раз заблудился.
Это один из важных указателей, по которому я понял, что приближаюсь к Рисану.
Старая дорога пересекается с новой автомагистралью, ведущей в Никшич. Я пересек трассу и продолжил путь по старой дороге в Рисан.
По пути увидел пещеру.
Напротив пещеры обнаружилось австрийское укрепление.
Вообще, когда я планировал маршрут, то думал, что засветло надо спуститься в Рисан, но к этому месту я подошел к 13:20, и у меня оставалось время. Тогда я принял решение идти в Пераст.
Обогнув гору, я вышел к старой церкви с маленьким кладбищем.
Если бы не солнце и не чириканье птиц, то тут можно было бы смело снимать фильм в духе «True detective». Особенно, когда я забрел в тупик вот с такими строениями.
Потом, к моей радости, появилось и жилье. Там кто-то был, поэтому я понял, что если не успею до заката выйти к морю, то попробую вписаться на ночлег.
А здесь я опять напрягся, так как не увидел указателя на Пераст. До Ораховца я никак не успевал – до заката оставалось 2 часа. Поэтому решил в крайнем случае остаться на ночь в крепости Св. Андрия.
Тут указатель говорил, что до Пераста 2 часа. Я решил, что раз до крепости дошел быстрее, чем за час, который был указан на предыдущей стрелке, то до Пераста смогу за час управиться.
Оставался час до захода. Я не спеша сходил в крепость. Отметился в специальном блокноте и пошел спускаться в Пераст, по пути, фотографируя Боку с нового для меня ракурса.
Шел, значит, и все никак не понимал, почему я иду так долго. А потом солнце завалилось за последнюю гору, и стало понятно, что засветло я не спущусь.
И вот тут случился первый сильный кризис, как говорят спортсмены, – у меня заныли ступни. Мозоли стали непрерывно о себе напоминать. В пути я был больше девяти часов. Скорость сильно упала. Я стал чаще спотыкаться.
С каждым шагом ноги ныли все сильнее, и я сделал крайний привал, чтобы передохнуть. Все равно солнце опустилось. Теперь только аккуратность и терпение.
А потом стало совсем темно, и мне пришлось идти с фонариком. Ходить в темноте очень опасно, этого категорически не рекомендуется делать, но я попал в безвыходное положение.
Вернуться в крепость не могу, не хватит сил, да и подниматься в темноте, наверно, опаснее, чем спускаться. И я уже слышал шум дороги, и мне казалось, что вот-вот я спущусь.
Только через час я смог подойти ближе, и тут меня встретили новые приключения. Цель этого приспособления для меня осталась загадкой. Я предпочел побыстрее выйти на дорогу, где меня уже ждали.
Этот знак для меня считается финишем.
В итоге получилось, что я был в пути 11 часов, прошел 40 км, сбил себе полностью обе ступни, теперь хожу с трудом. Не рассчитал свои силы и не смог спуститься до заката.
Одно хорошо – что я не получил серьезных травм (мозоли не в счет). Устал очень. Это было преодоление себя.
Но теперь могу с уверенностью сказать, что при необходимости я бы смог эвакуироваться из Херцег-Нови через горы.