Описывать, как все начиналось, какой чемодан собрали первым, как ехали, где жили первое время (и второе), как выбирали участок – не буду. И о деньгах тоже НЕ БУДУ.
Вот только в середине скромной и плавно перетекающей из зимы в лето черногорской весны на запавшем в наши души и сердца кусочке Планеты началось возведение, создание, рождение Дома Нашей Мечты.
За мои многочисленные ремонты и реконструкции квартир и загородного дома у меня всего один раз в жизни не портился характер от общения со строителями. Всегда почти сразу же после начала работ я становилась агрессивной стервой, собачилась с рабочими, злилась на них и на себя, на унитаз и время.
Поэтому в первые дни я все настороженно прислушивалась к себе – когда же дремлющая во мне гадкая строительная баба-заказчица очнется и отравит мерзкими воплями местную красоту и жизнь бригады строителей.
Стройку, кстати сказать, мне пришлось начинать в одиночестве, так как муж уехал по срочным делам, сказав на прощание: «Вперед, дорогая! Это твой звездный час!»
О мастерах. Их пятеро, черногорцы и сербы. Бригадир долго и успешно женат на русской красивой и умной женщине, поэтому (Хвала Богу!) языкового барьера между нами нет.
Наверное, этот фактор был определяющим при выборе подрядчика, исключающим ситуации типа «Я тебя не понял…» Собственно, мы долго и не искали. Самым верным интуитивным решением оказалось правильная организация их питания.
Здесь принято кормить людей, знаете, да? Конечно, можно было покупать что-то готовое в супермаркете, заказывать с доставкой сваренное кем-то, но я подумала, что если я передам им с вкусной и свежей едой свою энергетику, то свой положительный настрой сытые и довольные мужчины вложат в наш строящийся Дом.
Как приятно видеть послеобеденные пустые тарелки, эмоциональные поцелуи сложенных пучком кончиков пальцев после моей первой питы! Раз в неделю обязательно жарим мясо на костре, но тут я уступаю место мужу, так как шашлык женских рук не терпит. Мое место – в зрительном зале.
А еще мудрый и опытный бригадир часто повторяет «Момци, радимо без нервоза!»
Идет дождь, вынужденный перерыв в работе, можно погреть коленки ноутбуком. Еда, особенно вкусная, объединяет народы! За первый месяц я научилась делать уже упомянутую питу с разными начинками, варить рыблю чорбу и напрасно не почитаемую в нашей семье фасоль.
Почти за каждым обедом мы обсуждаем особенности национальных кухонь, пополняя при этом не только мой кулинарный багаж, но и словарный запас с удовольствием изучаемого сербского. Смакуем не только еду, но и слова.
Вдруг выяснилась этимология слова «паштет» – «то, что жалко выбросить», та штета! А свою нелюбовь к печени черногорцы-северяне объяснили исторической памятью о визите в их края князя Негуша, которого вместо мяса угостили етрой. А тому не понравилось.
Ну и куда же без ракии! Когда я в первое рабочее утро обнаружила на только что сколоченном столе бутылку домашней препеченицы, мое настроение стекло в ближайший поток со скоростью мартовского черногорского ливня.
Нахлынули горькие воспоминания о потерях семьи на фронтах безуспешной борьбы с зеленым змием. Но через пару дней мое воспаленное сознание, уже рисовавшее сумеречную картинку рушевин на месте моего Дома, улеглось и умиротворилось, и я уже вместе с бригадой смаковала утренний сантиметр добротного напитка. Край знают и называют ракию «горивом».
Кстати, мои (да, да, уже мои) что зря пить не станут. Приехавший к нулевому уровню муж с энтузиазмом прикупил понравившуюся ему «дуню» – раскритиковали, почти полная бутылка осталась. Вот так!
Первые три недели я безвылазно была на стройке. Во-первых, очень переживала, волновалась: одно дело читать в сети и смотреть видео про заливку фундамента, другое – наблюдать за этим воочию.
С нуля, в другой стране (сначала написала в «чужой» – стерла, ну какая Черногория чужая), фотографировала все этапы работ. Нашла точку, с которой теперь веду ежедневную съемку. Потом смонтируем 30-секундный ролик – «Как легко и быстро построить дом».
Нам очень повезло, что в нашей слаженной бригаде люди давно знают друг друга, все работают одинаково ответственно и при старшом, и без надзора. И вообще, по большому счету, нам повезло и с продавцом, собственником земли, и с архитекторами, и с нашим адвокатом, который выдергивает нас, парящих, из облаков рассказами о реальных печальных историях соотечественников с недвижимостью, жестко контролируя этапы оформления всех бумаг.
Чувствуете, пока никаких имен, только впечатления?
Так вот, наши строители не только хорошо работают, они еще и хорошо поют! Знают много песен («песма» созвучно нашему «письмо». Писать письмо – петь душой. Это моя версия. Мне нравится). Тексты простые и трогательные, но какие-то настоящие, как собственно, и эти добрые люди, и горы, и море.
Вот и накануне одного из церковных праздников была спета детская песенка-молитва, которая сразу же была назначена девизом нашего Дома «Све у стiху, све у прозi, Святый Боже, нам помозi!»
Учитывая, что у мужа набирается стихов уже на вторую книжку и написан первый на сербском – это точно наше! Осталось только придумать герб породичному Дому. А то как же – мы, и без герба?
По проекту дом небольшой, строится для себя (показатель – лестница внутри дома) и детей с внуками. Молодая талантливая архитектурная семья в короткие сроки облекла нашу словесную идею и наброски в профессиональные чертежи, благодаря которым завтра мы будем ходить по уже второму этажу.
Сейчас завершается заливка перекрытия и надо разводить костер для барашка. А когда зальем крышу – будет оркестр! А мне нравится строить мой Дом с этими ребятами. Господи, помоги!
Автор: Наталья Гармаш