Интервью с Татьяной, которая живет здесь третий год. Она открыла в Баре свою мастерскую по работе с керамикой. Татьяна поведала нам о трудностях переезда, о воспитании детей в местных условиях, о своем творчестве.
Татьяна в своей мастерской
Таня, добрый день! Скажи, как давно вы с семьей проживаете в Черногории?
Мы живем здесь уже третий год. 1 июня будет три года.
Почему вы решили переехать в другую страну?
Это решение принял муж. Меня все устраивало в Москве. Я работала в банке программистом. Четыре года назад родила сына, вышла в декрет, и поэтому меня перевели на удаленную работу.
Муж предложил: «Раз ты работаешь на удаленке, поехали, поживем в другой прекрасной стране – в Черногории!». Плюс на решение повлияли дети. У старшей дочери были аденоиды. Она мучилась нескончаемыми насморками и гайморитами, врачи сказали, что надо делать операцию.
Мы поехали на два месяца в Черногорию и забыли о насморке. Приехали в Москву, прожили там ещё полгода, муж продал участок в Подмосковье, взамен мы купили в Черногории дом. Приехали сюда на лето, младшему сыну было всего полтора года, а старшей десять. И остались.
Единственное, за что я переживала – это школа для дочки. Потому что пришлось перевести ее в местную школу, ей нужно было выучить язык. Это было тяжело.
Многие пишут: «Дети легко схватывают язык». Ничего подобного! Мы сидели и переводили учебники с ней весь год, каждое предложение, учили, зубрили.
Двойки и колы в школе ставили «на раз!». Некоторые учителя нелояльно относятся к проблемам с языком у русских детей. Но, в то же время, классная учительница (наставница) относилась хорошо, помогала дочке.
Марта страдала, что ей пришлось поменять школу, в России у неё была прекрасная учительница. Однако, здесь в школе она быстро нашла и черногорских, и русских подружек.
Не могу сказать, что все так радужно, как описывают многие люди. Ребенок начал более или менее нормально общаться только к январю, четыре месяца (с сентября по декабрь) была просто катастрофа!
Я ходила на родительские собрания, мне там что-то говорили, а я в первое время не очень их понимала, пыталась что-то спросить, но мне не отвечали. Это было неприятно, не могу сказать, что был положительный опыт.
Я сравниваю постоянно программу русских и черногорских учебников, могу сказать, что программа очень похожа, но в здешних учебниках она изложена в сжатом виде.
Почитываем русские учебники, чтобы не отставать от российской школьной программы и, возможно, разъяснить непонятные темы. Русский язык первые 2 года здесь мы проходили сами по московским учебникам. А с этого года русский язык, литературу и русскую историю дочь изучает в школе «Катюша», по субботам у них есть такой курс.
Порадовало, что у нас прекрасная учительница по музыке, мы перевели здесь дочку в музыкальную школу. Ещё хорошие занятия с лошадьми в районе Будвы, мы еженедельно возим дочку туда.
Татьяна с семьей
Мы поняли, что здесь есть новые возможности, как езда на лошади, теннис – мы это не могли организовать для детей в Москве, это было просто нереально. Здесь у нас появилось больше времени, чтобы отдыхать.
Но насчет школы – я не могу сказать, что меня это устраивает. Мне хотелось бы перевести дочь в русскую школу, но каждый день в Будву не наездишься.
Потом закончился первый год пребывания здесь, у нас уже все наладилось, устаканилось. Вот так потихоньку и остались.
А изначально вы приехали жить в Бар?
Да, в Бар. Муж провел в интернете месяцев девять, выбирая для нас город для переезда. Ему здесь нравится, мне – не очень. Если бы я мечтала жить в Средиземноморье, то в маленьком прекрасном городке, с видом на море, а-ля Пераст или Котор, чтобы было уютно. Мне здесь не очень уютно, это не город моей мечты.
Но есть здесь и положительные моменты: ровная местность, большие длинные променады, парковки, порт, железная дорога, плюс тут есть несколько школ, музыкальная школа. В принципе, для жизни здесь, конечно, лучше, свободнее, чем в Будве. В туристический сезон особенно, в Баре хоть есть, где развернуться.
Плюс мы живем на Ратаце, не в самом Баре. В своем домике, где очень уютно.
Почему ваш выбор пал именно на Черногорию?
Потому что это единственная страна на данный момент, в которую можно переехать без особых страданий.
Во-первых, понятный язык. Во-вторых, вера одна – православная. Хоть мы не особо верующие, но все же это фундаментальный момент. В-третьих, менталитет, как все говорят, так и есть: негативного общения за эти три года я практически не встречала. Настолько всегда позитивные люди нас окружают.
Например, я попадала здесь в аварию, где была виновата. Как-то раз я выезжала с Ратаца на главную дорогу, на выезде у нас крутой поворот, поэтому машины слева видно только в зеркало, установленное напротив выезда.
Был жуткий дождь, ничего не видно, я пропустила все машины, а последнюю каким-то образом не заметила и поразила, въехала ей в бок.
Я была в ужасе. Из пострадавшей машины вышел паренек, он, конечно, был расстроен, но не более. Никто на меня не кричал. Мы вызвали полицию, через 10 минут она приехала, и полицейские говорят: «Все отлично. Ведь все живы!».
Все было настолько позитивно! Они вяли мою страховку, через пару дней мы сходили в суд, так как у иностранцев не имеют права отнимать права, поэтому мне их вернули, но сказав, что я не могу ездить полтора месяца. Выписали штраф, около 100 евро. Чинили пострадавшую машину за счет моей страховки.
А ещё, черногорцы всегда идут навстречу. Бывало, таксисты говорили: «Да ладно, потом заплатите», когда денег не оказывалось с собой. Или, например, учительница по музыке лишний раз приезжает и занимается с дочкой.
Я знаю, что по специальности ты инженер-системотехник? Удалось поработать по специальности?
Я всю жизнь работаю по специальности. Начинала в проектном институте в 1996 году, потом устроилась в банк. Занималась поддержкой электронных платежей «клиент-банк», устанавливала, обучала. Потом стала поддерживать банковскую систему, разрабатывала модули.
И сейчас работаю на полставки, но работы мало, банк закрывается, поэтому ударилась в разные хобби.
Почему ты выбрала работу именно с глиной? Что этому способствовало?
Года полтора-два назад дочь начала ходить на лепку из глины к Лене Ясиновской, ездили к ней в гости в студию в Будве. И она как-то предложила полепить мне тоже. Я вспомнила, что в детстве мне это очень нравилось. И увлеклась лепкой, и, кроме этого, летом преподавала у Лены в студии «Артдуга» занятия бисероплетением.
Но лепка меня захватывала больше.
А как вообще возникла мысль открыть здесь студию?
Мне хотелось лепить все больше, но в Будву, опять же, не наездишься. И в итоге я подумала: почему бы не открыть в Баре свою мастерскую? В этом плане в Баре еще нет ничего подобного. Даже художественной школы здесь нет.
Есть какие-то маленькие кружки, но ничего такого нет. Мы подумали: почему нет? Почему не открыть?
Вот такая красивая дверь в мастерской
Муж меня очень поддержал вдруг, обычно он меня критикует, а здесь сказал: «У тебя очень хорошо все получается. Давай лепи с утра до вечера. Купим печку, будешь обжигать». Здесь нет предела совершенству, эта тема пожизненная.
Очень большая поддержка была и от Лены Ясиновской, и ее студии «Артдуга» в Будве. Мы сначала решили быть вместе, быть ее филиалом в Баре, но, поработав, поняли, что это организационно пока неудобно.
А какие трудности при открытии студии были самыми значительными?
В принципе, больших сложностей не возникло. Здесь надо знать определенные технологии. Главной сложностью было, где найти печку и как её привезти в Бар. Бюджет был ограничен.
Муж мне очень помог в этом вопросе: он исследовал рынок, нашел б/у печку, сам съездил за ней в Сербию и привез. Она весит килограмм 160! Потом мы нашли, где можно заказать глину. В Сербии есть магазинчик, где мы покупаем глину и глазурь.
Примеры работ Татьяны и ее учеников
Я бы не сказала, что это сложно, главное желание. Пару месяцев я лепила с той точки зрения, как это будет обжигаться, как глазурь будет ложиться. Мы всей семьей дружно сидели здесь и лепили бесконечно много и долго, чтобы увереннее себя чувствовать.
У печки есть свои особенности, ее надо программировать, а у глин, глазурей свои приколы. Получилось 2 месяца практики, это как курсы керамики.
Интересные работы из керамики
Открыли мы свою студию в середине января, начали зазывать народ. Люди приходят и им очень нравится.
А как часто у вас проходят занятия? Где можно посмотреть расписание?
Наши группы занимающихся достаточно маленькие, т.к. помещение не очень большое. В группе занимаются максимум по 5 человек. Почти каждый день у нас проходят занятия, бывает и одна-две группы в день.
Бывает, приходит и один, и два учащихся. Индивидуально люди также приходят позаниматься. Гончарный круг – это, конечно, индивидуальное творчество. Чтобы научиться, нужно время, нужно постоянно пробовать и работать на нем.
Красивые изделия собственного производства украшают стены студии
Расписание и анонсы я публикую в Фейсбуке на своей страничке и в тематических группах («Черногория», «Творческая Черногория», «Детская Черногория»). Страничку мастерской и сайт пока не сделала, все в планах.
По твоим ощущениям, какие изменения произошли после вашего переезда в Черногорию? Этот переезд положительно сказался на семье?
Не могу сказать, что прям положительно. У меня постоянно какие-то нервы, дочка тяжело адаптировалась. Болеем также часто, как и в России. Дочка до трех лет в Москве (мы жили тогда в доме в одном километре от МКАД) практически не болела, а сын болеет по графику: каждую осень и зиму.
А что можешь сказать про местную медицину? Доводилось обращаться в поликлиники?
Ну, к детям здешние доктора относятся с заботой. Мне, когда я болела, выписали антибиотики, и это не помогло, конечно. Не могу оценить местную медицину хорошо или плохо. Скорее – никак!
Какие основные плюсы и минусы ты видишь в своей черногорской жизни?
Нравится, что нет пробок. Что повсеместно очень хорошо относятся к детям. Свежие, хорошие продукты. Прекрасный воздух. Наверное, ещё – общая расслабленность.
Здесь люди другие – они не хамят, не скандалят, у них другие ценности. Они живут ради семьи, они рождаются счастливыми и без всяких комплексов. Мне показалось, что люди здесь внутренне более свободны.
Мы ездим в Подгорицу на разные мероприятия: концерты, выставки. Мы часто посещаем в Национальном театре в Подгорице выступления местного симфонического оркестра, американских, французских, австрийских артистов. Что радует – билеты обычно очень дешевы – 5, максимум 7 евро. А после концерта частенько бывают фуршеты, где угощают вином – красота!
Не хватает изобразительного искусства. Не хватает театров и выставок хороших, музеев, оперы и балета.
Я пою здесь в хоре, и три года мы поем практически одно и то же. У нас в России проблема в том, что все очень серьезно: если ребенок учится, его нагружают чрезмерно, если хор, то четыре раза в неделю по 3-4 часа, и пропускать занятия нельзя.
Здесь – нет, все очень поверхностно! Мы приходим на полуторачасовую репетицию: час мы распеваемся и только полчаса разбираем по нотам новое произведение.
Даже если мы спели фальшиво, все равно дирижер говорит «добро-добро». Наверно, это типа хобби, и никто не заморачивается – попели и разошлись, все довольны. Но мне так не нравится, мне хочется, чтобы звук был чистый, а для этого надо больше работать.
А как вы учили сербский язык?
Месяц-полтора ходили к учителю сербского. Потом я очень долго занималась сербским с помощью интернет-сайта, но потом забросила. Понимаю все хорошо, говорю не очень. Марта каждый раз закатывает глаза: «Ты так говоришь, что тебя не поймут».
Чем вы с семьей занимаетесь в свободное время?
Путешествуем. Очень любим горные лыжи. Расстроились, что этот сезон выдался неснежным. С детьми проводим почти все свободное время: играем в настольные игры, катаемся на роликах, велосипедах, играем в теннис.
Радует, что здесь можно сесть в машину, два часа и ты уже на горнолыжном курорте. Колашин – прекрасный горнолыжный курорт, не сравнить с подмосковными, и цены божеские.
Гуляем много, конечно. Много лепим, меня захватывает этот процесс, муж с трудом вытаскивает из студии домой 🙂
Какие планы вы строите на будущее? Есть ли мысли переехать в другую страну или вернуться в Россию?
Мысль вернуться в Россию периодически меня посещает, в плане дальнейшего образования детей.
Ближайшие планы: развивать керамику и добавлять новые направления – рисование, батик, декупаж, шитье, авторские куклы. Есть люди, профессионально владеющие этими направлениями и готовые сотрудничать.
Уезжать пока не собираемся, пока здесь есть много интересных дел.
Интервью взяла Ольга Стародворская
12 comments
неторопливо, обдуманно, умно! 🙂
очень приятно было прочитать.
отсутствие «ура-ура-черногория-сказка-рай на земле» очень радует 😉
Довольно обстоятельные, здравые рассуждения. Главное — без напускного восторга и довольно откровенно.
Вот именно с вами я хочу согласится. Как говорят: «Хорошая компания не требует рекламы». Вот так и здесь=)
Татьяна, а Вы уже интересовались где черногорцы получают высшее образование? И как уровень?
История с ДТП меня конечно поразила — вот бы всегда так все легко и на позитиве, и жизнь была бы легче.
А что действительно Черногорский язык так похож на русский? Я просто хочу летом съездить туда и меня волнуют проблемы общения.
Какие классные изделия из керамики! Думаю, если надумаете возвращаться в Москву, такая студия и в столице будет популярна
Жаль конечно, что дочке тяжело пришлось в школе. Но зато в Черногории есть возможность больше времени уделять детям. В Москве с этим всегда проблемы.
Татьяна, какая вы молодчинка! Столько успели — родить детей, не побояться переехать с ними в другую страну, найти в ней свое дело, да еще в хоре успевать петь! В вас наверно столько энергии!
Такими людьми я восхищаюсь! Не бояться рисковать, первоначальных трудностей. Главное ведь было бы желание!
Те, кто умеет что-то делать своими руками, а тем более научить этому других, без труда выживут и будут успешными в любой стране!
Эх, как же всё таки это здорово! Татьяна настоящая мастерица. А плюсы черногорской жизни меня приятно порадовали. Вот бы и мой муж предложил мне перебраться на ПМЖ в Черногорию…