– Здравствуйте. Расскажите о себе, пожалуйста.
Я родилась на севере Черногории, в гoрoде Плевля. Я – врач с 35-летним стажем, специалист по трудовой медицине. Также я помогаю обслуживать туристов по страховому полису в Доме здравля в Баре.
– Где вы получали медицинское образование?
Я закончила пять курсов медицинского факультета университета в Белграде, потом там же четыре года проходила специализацию, но я такой человек, что учусь постоянно. Я применяю в своей практике природную, натуральную медицину, и не люблю химические лекарства, хотя, разумеется, иногда их необходимо применять.
Я 25 лет была семейным доктором, лечила и взрослых, и детей, дежурила на скорой помощи. Также я работала на судне, то есть занималась морской медициной. Моряки к нам прибывают отовсюду, они тоже нуждаются в медицинской помощи и прививках. По этой линии я бывала на конференциях и симпозиумах в Одессе, в Норвегии, в Индии и в других странах.
Ко мне обращается много русских – как туристов, так и живущих здесь постоянно. Я говорю по-русски и помогаю обслуживать туристов по страховому полису в Доме здравля в Баре. Организую визиты на дoм, если это необходимо, в том числе – к маленьким детям.
– У вас есть и частная практика?
Да, я занимаюсь альтернативной медициной, натуропатией. Предлагаю пациентам укреплять здоровье при помощи физкультуры, йоги, медитаций, визуализации, рэйки. У нас в Баре есть место, где мы встречаемся, сальса-клуб. Там мы танцуем сальсу, занимаемся йогой, и там 80% русских.
– Как получилось, что вы так хорошо говорите по-русски? Как вы выучили язык?
В школе мы все учили русский язык. Четыре года в начальной школе, потом – в средней. Мы очень серьезно учились: читали русские книги, изучали русских поэтов. Я три раза была в России.
Когда мне было 15 лет, я пела в хоре, и мы поехали в СССР, много путешествовали с коллективом по стране. Второй раз я поехала в Советский Союз, будучи студенткой, и проходила практику в Москве.
И три года назад я тоже посетила Россию. У меня много русских друзей, с которыми я созваниваюсь. Каждый день я общаюсь с русскими.
– То есть, вам не дают забыть русский язык.
Я нормально говорю, но сейчас, когда я читаю русскую книгу, я понимаю, что мне еще нужна языковая практика. Нужно постоянно учить язык.
– Как вам работается с русскими пациентами?
Русские – особые пациенты. Они, как и я, не любят «химию», антибиотики и прочее. Даже если я, как врач, предлагаю антибиотик, они часто отказываются.
Была одна мама, которая семь дней не отходила от ребенка с очень высокой температурой, делала все, что нужно, но не стала давать антибиотик. Температура ушла сама. Обычно на третий-четвертый день мы здесь предлагаем антибиотик в таком случае.
У вас есть лекарства, которых нет у нас. Например, интерферон (виферон, анаферон и т.д.) – все русские его знают. Еще у нас мало используется активированный уголь, а у всех русских он есть. Я считаю его отличным средством и для взрослых, и для детей. У нас он тоже есть в аптеках, но врачи его, как правило, не предлагают пациентам. А это натуральное природное лекарство при кишечных заболеваниях.
Когда я приезжаю к русским домой, у них там целая аптека. Они, как правило, знают, что нужно применять, а многие еще консультируются со своими врачами в России через интернет. Я сама постоянно учусь у русских. У меня есть русские книги, например, доктора Комаровского.
– Это очень популярный у нас педиатр.
Да, он мне очень нравится. Я его книгу увидела у русских, которые приезжали сюда. Я по ней, можно сказать, учусь. Я все это знала, но забыла, и не использовала в своей практике, а он мне напомнил о правильных, натуральных методах в педиатрии.
Русские семьи вообще другие. Они похожи на наши, какими они были раньше. Дeти у вас – самое главное. Я прихожу в русскую семью и вижу, что никто не смотрит телевизор, детей не сажают за мультики, а занимаются с ними постоянно чем-то, развивают их.
Это удивительно для меня, потому что у нас теперь не так. Так было, когда я была ребенком. А сейчас у нас на маленьких внимания не обращают. Телевидение – главное развлечение для всех. Причем, взрослые смотрят то, что им нравится, а маленькие тоже вынуждены это смотреть.
Для меня это ненормально. Дети не должны так много смотреть телевизор – максимум, 15 минут в день для дошкольников и час для школьников.
Но русские иногда дают детям планшет поиграть. Это тоже вредно. Дети, все время сидящие с планшетом, имеют потом проблемы с коммуникацией, я это видела.
Если ребенок занимается сам собой, без общения с родителями или другими детьми, у него плохо развита речь, а это потом сказывается на учебе. Современные технологии очень отвлекают от нормальной жизни.
Мы живем где-то там, в соцсетях, а надо жить здесь и сейчас, смотреть друг другу в глаза, разговаривать.
Еще мне нравится, что у русских много детей. Часто – больше двух.
– Но в Черногории тоже много детей…
Так было прежде. Раньше были большие семьи. А сейчас модно иметь одного ребенка, родители считают, что этого хватит. Но я считаю, что этого совсем недостаточно, как для ребенка, так и для родителей.
Детей должно быть много. Они быстро растут. Для семей, для страны, для всех нас нужно, чтобы больше было хороших, здоровых детей.
– Я поняла, что у вас много пациентов среди русскоязычного населения Черногории. А как вы помогаете туристам?
Тем русским, которые здесь живут, я по долгу службы оформляю медицинские справки для боравка, для получения водительских прав. Но летом я занимаюсь, в основном, туристами.
Те, кто имеют туристическую страховку, при необходимости обращаются в страховую компанию, и уже оттуда сообщают мне. Я даю консультацию, оказываю помощь или перенаправляю к нужному специалисту.
– А если у туриста нет страховки, что ему делать? Он не знает, куда ему обращаться, но при этом понимает, что ему необходима врачебная помощь. Каков алгоритм действий в этом случае?
Всегда нужно обращаться в Дoм здравля в том гoрoде, где нaходится турист. Первую помощь ему окажут бесплатно. Если что-то серьезное – нужно вызвать скорую помощь, она есть в каждом городе и работает круглосуточно.
Если нет полиса, то нужно взять с собой паспорт. Врачи сделают все, что нужно. Могут послать и в больницу. Например, у нас в Баре есть больница на четыре отделения: педиатрическое, гинекологическое, хирургическое и терапия.
Есть и специалисты: инфекционист, дерматолог, ЛОР, окулист и так далее.
Например, летом много маленьких детей поступает с обезвоживанием из-за ротавируса. Их кладут на день-два в больницу на регидрацию под присмотром специалистов.
Для туристов это бесплатно, если у них есть страховой полис, но если полиса нет, то придется заплатить, но не много. Стоимость всех процедур регулируется государством.
Есть общий прейскурант. Например, один осмотр специалиста прошлым летом стоил 4 евро, рентген – 3-5 евро, я точно не помню. Сейчас цены немного выросли, но не критично. Я думаю, это доступно всем.
– То есть, просто нужно не бояться обращаться в чужой стране к медикам. У людей бывают комплексы, языковой барьер, страх, что счет за лечение будет слишком большим…
Я бы хотела, чтобы вы чувствовали себя здесь как дома. Мы любим гостей и хотим, чтобы вы были здоровы. Наши врачи всегда помогут вам. В каждом месте есть люди, которые немного говорят по-русски, и которые хотят и могут помочь.
В конце концов, можно пользоваться программами-переводчиками в интернете. Не нужно бояться. Если вы не пойдете к врачу – вы не узнаете, какие хорошие у нас врачи, и как они хотят вам помочь.
Первая помощь у нас бесплатна для всех. А сейчас власти хотят сделать единые цены на медицинские услуги для государственных и частных клиник. Я думаю, что так скоро и будет.
– Расскажите, пожалуйста, какие заболевания наиболее распространены на Черногорском побережье летом?
У нас есть «туристический» ротавирус. Черногорцы им просто не болеют. Здесь у нас туристическая зона, люди приезжают отовсюду, и у себя на родине они не встречали этих бактерий.
Особенно тяжело переживается первый контакт, причем, больше всего страдают маленькие дети. Если бы я поехала к вам, я бы тоже могла что-нибудь такое «встретить». Мне сказали, что у вас в Москве сейчас эпидемия гриппа.
К нам она пока не пришла, фиксируем только отдельные случаи заболевания.
Ничего особенного у нас нет, все так же как и везде. Но некоторые туристы болеют, потому что их организм оказался не готов.
Например, летом гости Черногории недооценивают наше солнце. Отсюда – тепловые удары, ожоги, обезвоживание. У нас очень жарко летом. А туристы стремятся как можно больше быть на солнце. Это неправильно.
Особенно осторожными нужно быть родителям с маленькими детьми. С малышами на солнце можно находиться только до 9 часов утра или после 18 часов. Многие родители думают, что защищают малыша при помощи зонтика – это не так! Под низко поставленным над младенцем зонтом температура воздуха еще выше.
В колясках тоже слишком жарко – там настоящая баня, и ребенок рискует перегреться.
И солнцезащитные средства с высоким SPF (sun protection factor) – не панацея: во-первых, они не пропускают ультрафиолет и не позволяют столь нужному ребенку витамину D вырабатываться в коже, а во-вторых на эту химию (как и на само солнце) часто бывает аллергия, причем, довольно сильная.
Родители не сразу понимают, что покраснения, сыпь и зуд – это аллергия на солнцезащитный крем, и продолжают его использовать. Я видела детей со страшной аллергией. Они не могли спать, плохо ели. Вот и получается, что люди приехали на 14 дней, а из них 10 просидели дома из-за аллергии.
Нужно отдавать себе отчет в том, как опасно солнце, и гулять у моря только рано утром и перед закатом.
– Что делать родителям, чьи дети подхватили ротавирус? Да и сами мамы и папы тоже болеют, часто вся семья страдает от этого.
Я хочу сказать, что прежде всего нужно озаботиться вопросом гигиены. Я помню одну девочку, которая три раза за лето болела ротавирусом. Я решила поговорить с ее родителями, понять, почему так происходит? Выяснилось, что бабушка помогала ей с туалетом и потом просто мыла руки, а этого недостаточно.
Если в доме ротавирус, нужно пользоваться сперва душем, а потом уже туалетной бумагой, а руки затем вымыть с мылом и обработать антисептическим раствором – он везде продается. В крайнем случае можно протереть руки крепким алкоголем.
Больного необходимо изолировать. У него должны быть отдельные полотенца. Заболевшим родителям не надо контактировать с дeтьми, которые уже выздоровели. Иначе болезнь будет ходить по кругу.
– Пожилые люди, наверное, тоже плохо реагируют летом на жару?
Пожилые туристы с хроническими заболеваниями не должны на отдыхе вести себя, как здоровые. Например, у многих людей в возрасте – варикозное расширение вен. Им нельзя много находиться на солнце, загорать не стоит.
Можно искупаться, обсохнуть и уйти в тень. Зачем усугублять болезнь на отдыхе? Можно посидеть в тени на море, подышать воздухом. Кроме того, солнечные ожоги провоцируют появление и рост раковых клеток, это всем известно.
Самое опасное солнце у нас – с 10 утра и до 16 часов.
– А зимой, когда здесь бесконечные насморки, простуды – этим тоже чаще страдают приезжие?
Русские слишком легко одеваются зимой, по сравнению с черногорцами. Если холодно, ветер, дождь, нужно одеваться теплее. У нас бывает очень холодный ветер, но русские говорят, что им здесь теплo, а сами простужаются. В дoмах у вас тоже прохладно. Черногорцы топят лучше, чем русские.
Зимой нужно есть больше цитрусовых, чеснока, пить травяные чаи. Это поможет предупредить болезнь. Заболевшим нужно отменить все встречи и посидеть дома.
То, что дети болеют в садиках – это нормально. Они таким образом нарабатывают иммунитет. Мои сыновья уже взрослые, но когда младший ходил в детский сад, он болел весь год.
– Когда у моей дочери насморк, я веду ее на берег моря, дышать этим воздухом, и к вечеру уже ничего нет.
Это хорошо! Здесь есть солнце, морской воздух – это климатическая терапия, этим надо пользоваться. Иногда русские берут воду из моря и капают в нос от насморка.
– А я боюсь так делать. В морской воде чего только нет. Я лучше в аптеке куплю очищенную, типа Аквамариса.
Правильно, лучше в аптеке купить стерильную морскую воду, особенно – для малышей. Но взрослым купание в море помогает от синуситов.
Я думаю, что наш климат очень хорош, наши продукты натуральные, у нас нет фабрик, отравляющих экологию, есть чистый воздух, чистая вода, много солнца. Это нравится туристам. Русские у нас в Баре купаются с марта до октября.
– Многие русскоязычные туристы приезжают сюда за климатом.
Да, многие пожилые люди даже продают квартиры в России, покупают здесь и переезжают. А на лето к ним приезжают внуки, пока мама и папа работают.
У нас есть особенные пляжи, обладающие природным исцеляющим эффектом. Это женский пляж возле Ульциня, туда женщины приезжают лечиться от гинекологических заболеваний, аллергий. Там рядом сосновый лес и серный источник.
В Игало есть отличная клиника, в которой занимаются талассотерапией, лечат артриты, ревматизм. Туда норвежские пенсионеры приезжают каждый год.
На горе Врмац – особенный микроклимат, и там в санатории лечат легочные заболевания. Кроме того, горные продукты, в частности, молочные – особенно вкусны и полезны.
– Как вы оцениваете состояние черногорской медицины сейчас? Что-то улучшилось за последние годы?
Вы сами знаете, что у нас сейчас плохая экономическая ситуация в стране. Например, врачи недовольны уровнем своих зарплат. Но мы, независимо ни от чего, все время учимся чему-то новому, мы работаем по протоколам лечения, как и у вас в России.
У нас есть диагносты, качественное оборудование, лаборатории, лекарства. Мы видим наши недостатки и стараемся их исправить.
Русские часто паникуют и сразу требуют и анализов, и исследований. Я считаю, не нужно этого делать. Можно подождать пару дней, чтобы понять, как развивается болезнь. Если будет что-то серьезное – врач сам предложит нужные манипуляции.
Мы делаем все необходимое для пациентов – как наших, так и туристов. Черногория – популярное туристическое направление, и мы заинтересованы в том, чтобы туристы были здоровы и довольны.
Если будут вопросы, можно обращаться по контактам: 069-026-702 или [email protected].
Интервью взяла Екатерина Ларионова.