Анна Рубис: главное — это чувствовать

Гостья: Анна Рубис, художник

Разминка

Какой твой любимый праздник и как сделать его идеальным?

Я специфически отношусь к праздникам, на самом деле. Наверное, любимый праздник – это Новый Год. Потому что для меня это семейный праздник, конец старого и начало нового, когда происходит что-то сказочное, неожиданное и красивое; исполняются желания, которые ты загадываешь, ты находишься в предвкушении каких-то мелочей, деталей. Почему-то не люблю День Рождения. Всегда себя чувствую не комфортно, когда меня все поздравляют. До сих пор стесняюсь как-то этих поздравлений, не знаю как на них реагировать, и всегда себя как-то зажато ощущаю. Конечно, я всегда благодарю людей, но момент стеснения до сих пор присутствует, поэтому День Рождения для меня такой закрытый праздник. Да, очень много людей меня поздравляют, могут мне писать и звонить, и я всегда скованно себя ощущаю, поэтому, наверное, любимый праздник, все же Новый Год. Отметить его нужно с тем самым человеком, который сделает его идеальным, неважно где, какие условия, какая погода, главное – с кем. Тогда будет ощущение праздника и нужной ситуации здесь и сейчас.

Какой фильм мотивирует тебя сильнее прочих и чем именно? 

Может быть фильм Фрида. Это мексиканская художница, такая сильная женщина, где-то в чем-то близка мне, и когда я смотрю такие фильмы, то могу их сильно прочувствовать, всю их атмосферу, зарядиться положительной энергией и понимать, что раз она справилась, то и я справлюсь. 

Каким должен быть твой идеальный десерт?

Сладким) Я сладкоежка, поэтому я люблю десерты. Хотя знаете, это сырники. Утром. Со сметаной.

Основная часть

Зачем ты здесь, в Черногории?

Раскрыть себя. Полностью. Пережить какие-то страхи. Познать себя до конца. И я думаю, что Черногория в этом мне поможет. 

Как давно ты здесь и как долго планируешь оставаться?

Я здесь уже пять месяцев. Иногда мне кажется, что буквально прошел месяц, а иногда – что целый год. Ощущения разные, но пока мне все нравится, я хочу здесь остаться. Как будет дальше – не знаю. Я обычно так не загадываю на долгий период, но как минимум ближайший год точно. Хочется много всего сделать и как раз таки все только начинается. 

Что в этой стране тебе созвучно, а что – в диссонансе?

Наверное самое классное здесь – это контраст природы. Это соединение моря и гор. Я безумно люблю горы, не могу жить без гор, поэтому для меня это, пожалуй, идеальная страна. Сейчас ты здесь у моря сидишь пьешь кофе, а через пару часов ты можешь оказаться в совершенно другой атмосфере, обстановке, в окружении гор, и там получить свой некий кайф. Мне очень нравится природа, я еще не все места здесь увидела, но обязательно буду ездить, смотреть, изучать, наслаждаться. Тяжело немножко дается местный менталитет. Я пока еще особо не поймала полако, но стремлюсь к этому. Ритм жизни – вот с этим тоже тяжеловато, ибо я пунктуальный человек, перфекционист во всем, а здесь я столкнулась с тем, что все по другому и пытаюсь вжиться в эту среду. 

Что ты ценишь сильнее всего в окружающих людях и в самой себе?

Первое – это, наверное, простота. Я человек простой, максимально пытаюсь быть простой во всем, соответственно жду, получаю и люблю простоту в других людях – для меня это на первом месте. В принципе, я добрый человек, стараюсь проявлять доброту, она прослеживается в моем творчестве, в общении с людьми. Еще некая категоричность, ибо я тот человек, который делает все на сто процентов. Если это любовь, то у меня ее не бывает наполовину. Я либо вся растворяюсь, ухожу в чувства, либо ее совсем нет. Так же и в дружбе. Я не могу дружить 50 на 50. Если человека я называю своим другом, то я могу среди ночи поехать сесть на самолет, если ему нужна моя помощь, то я окажусь рядом при любой возможности. Я очень открытый человек, прямой. Иногда мою прямолинейность могут не до конца ее понимать, и от этого она может быть в чем-то  такая колкая. Поэтому мне больше нравятся прямые люди, открытые, прямые, честные, которые проявляют доброту. И я стараюсь быть такой же.

Как давно ты художник, и кем была до того, как им стать?

Я художником родилась (смеется). Обычно я в ответ на этот вопрос говорю именно так. Рисую я с пяти лет. Все начиналось совсем с детских рисунков, я любила рисовать одежду для кукол, как-то их одевать по-модному, но настоящим художником – почувствовала себя, раскрылась – я стала года три назад. Хотя я ходила в художественную школу, потом был университет – художественное проектирование изделий из кожи – очень узкая специализация, где создавала свои коллекции обуви, одежды. Но потом в какой-то момент я стала работать в совершенно другой сфере: в транспортной компании, в логистике. Как бы где художники, а где я? Потом по чуть-чуть я стала возвращаться к живописи, к искусству, и вот профессионально, года три назад, я начала свою деятельность и полностью ушла в творчество, в картины, мастер-классы.

Что такое Арт-вечеринки? Как они появились?

Где-то, наверное, года два назад очень часто я слышала вопрос: «провожу ли я мастер-класс?». Людям очень хотелось со мной порисовать, но у меня не было такого опыта, т.е. я была в своем таком искусстве, писала картины и не преподавала. Т.е. не занималась людьми, была довольно закрытым в общении человеком. Но с каждым разом, получая все больше сообщений о том что люди хотят со мной рисовать, попробовать индивидуальные мастер-классы, я стала задумываться «а почему-бы нет?». Если мне есть что рассказать и показать. Год назад я познакомилась на выставке с девочками, которые организовали свой некий проект по арт-вечеринкам, и я была приглашена к ним на проект в качестве художника. Попробовала я себя там, оказалось, что людям очень нравится со мной общаться, и после этого они прямо хотели, чтобы мастер-классы проводила я. Выходит, начала я на том проекте и, понимая, что есть некий опыт, есть некий багаж, я пришла к тому, что я могу сама все это организовать и сделать, а мне хотелось, чтобы был некий свой проект, где я могла бы выразить свою индивидуальность. Я очень ответственный человек в работе, в своих картинах, а доверить я это фактически никому не могу. Так я и начала организовывать свои арт-вечеринки где-то год назад. Начала я с Ростова и Ростовской области, а теперь вот и в Черногории. 

На арт-вечеринке ты превращаешь искусство в развлечение или развлечение в искусство?

Арт-вечеринка это не мастер-класс, скорее это формат некого отдыха. Это примерно 50 на 50. И искусство и развлечение. Основная моя задача – это чтобы люди максимально отдохнули, поймали определенный релакс. Это некий новый формат досуга. Ты не просто пришел на индивидуальный мастер-класс и монотонно пытаешься научиться рисовать – нет. Ты должен поймать свою некую волну, раскрыться, а дальше тебе это либо зайдет, либо нет. По опыту могу сказать, что в основном, 99% – это заходит. Поэтому здесь основной акцент на том, чтобы человек максимально смог поймать некую особую атмосферу творческую, окунуться во весь этот праздник, понять, что это не скучно – рисовать. Узнать какие-то новые возможности, проявить себя в чем-то и, собственно, отдохнуть. Красиво, модно, стильно. Пообщаться с людьми, найти новых друзей, новые знакомства, расслабиться – да просто уйти на три часа в безумную атмосферу. Отдохнуть. 

Откуда ты берешь энергию для своей деятельности? Что тебя вдохновляет, а что мешает?

Примерно спустя полтора месяца моего пребывания в Черногории, я поняла, что больше ловить полако я не могу, нужно как-то двигаться, что-то делать, проявлять себя. Поняла, что я остаюсь здесь, что я художник и художником буду, и что мне нужно заниматься своим любимым делом – своим творчеством. Сначала я не понимала, понравится ли это людям, захотят ли они окунуться в мир искусства иным способом. Я не знала и не анализировала, не проверяла – я просто проснулась и поняла, что я буду делать то, что я люблю, что мне нравится, что я умею – вот и все. Были люди в моем окружении, которые говорили, что здесь немножко другой менталитет, даже те русскоязычные люди, которые здесь живут – они привыкли к этому полако. Может быть здесь не так много развлечений, но тем не менее, многие люди говорили, что это не зайдет, никто не поймет что это такое и зачем это, что это скучно. Многие отговаривали, но нет, я поняла, что почему нет? Я открытый, коммуникабельный, добрый, интересный человек, которому есть что рассказать людям. Каким-то образом все закрутилось, я презентовала проект, собрала первый мастер-класс, людям понравилось, они увидели изнутри как это все происходит и начали записываться ко мне дальше. И вот мы делаем это дальше.

Сейчас у меня такой период в жизни, когда я чувствую в себе огромный потенциал, энергию внутри, много сил моральных и физических, мне хочется всего больше-больше-больше творить и делать, причем максимально быстро, будто бы ощущая, что я могу что-то не успеть. Я устаю, но это приятная усталость, потому что ты занимаешься любимым делом, делаешь то, что ты любишь, ты безумно после этого устаешь, но когда приходишь в себя ,то понимаешь, что получил взамен. Поэтому мои арт-вечеринки меня же и мотивируют. Когда на следующий день после проведения ты лежишь просто без сил, но тебе люди пишут о том, как им нереально классно понравилось, что они просто счастливы, что они хотят вернуться.  В эти моменты я понимаю, что мой уровень энергии сначала падает от усталости, а потом взлетает от обратной связи и я готова творить дальше. Но был какой-то момент здесь, месяца через два, после моего приезда в Черногорию, когда прошла какая-то акклиматизация, у меня постоянно менялось настроение то в худшую сторону, то наоборот. И в определенный момент мне не хотелось ничего делать, просто просыпалась, выходила на море, ничего не делала, ни о чем не мечтала. Но это было буквально недели три, потом как-то все пошло вверх. Примерно так. Я точно знаю, что когда я рисую – я живу. Я тот человек, который мотивирует сам себя. Если я понимаю, что мне нужно что-то еще для вдохновения, то я легко это нахожу. Могу прочитать нужную книгу, посмотреть фильм, могу созвониться со своими старыми друзьями. В принципе, я ловлю вдохновение от всего: от природы, от людей, с которыми общаюсь, от своих мероприятий. Когда я вижу, что мое творчество востребовано, когда оно нравится людям, то для меня это саый важный источник получения вдохновения и энергии. 

Когда ты будешь готова остановиться?

Для меня самое главное – это что-то оставить после себя. К этому я пришла буквально недавно. Мне хочется рассказать свою историю. Как я это сделаю – пока не знаю. В своих картинах или еще как-то – но обязательно я это сделаю. Очень важно полностью реализовать себя как творческую личность, достичь этой «галочки» и сказать что «круто, молодец, теперь ты счастлива на сто процентов». Очень многое хочется успеть сделать в творческом плане. Лично для себя, а не ради популярности или заработка. Есть определенные задумки, которые я хотела бы воплотить, мечты, цели – и вот это все хочется успеть сделать.

Я думала об этом, я даже этого хочу – остановиться. Хочется достичь внутреннего состояния как художник, который сделает, закроет какие-то определенные моменты. Мне хочется все это сделать, потом расслабиться, чтобы у меня был какой-нибудь классный, уютный домик, моя личная мастерская. Мне бы хотелось придти к тому, чтобы моя собственная семья, дети, любимый супруг, большая собака по-любому – все они создали этот момент. И можно было бы писать картины, не думая ни о чем. Когда это произойдет – я не знаю. Может через десять лет, а может и через пятьдесят. Но в любом случае это произойдет. Два года назад я полностью поменяла свою жизнь. Одним днем уволилась с работы и поняла, что с завтрашнего дня я буду художником. Дальше одна выставка, вторая. Тот шаг был шагом в пропасть, в неизвестность. Когда ты от некой стабильной жизни начинаешь идти к своей мечте, но ты не знаешь, что тебя ждет на пути. Получится у тебя или нет? У тебя есть только твоя мечта и стопроцентная вера. В тебя никто не верит – только ты сам, но ты прыгаешь вперед, в неизвестность, и у тебя все получается. 

Правда ли, что каждый твой пост в соцсетях лайкает вся турецкая диаспора Черногории?

Ну это же шутка!) Я человек с хорошим чувством юмора. Редко когда неадекватно воспринимаю какие-то комментарии. Любая шутка имеет право на жизнь, но это было настолько несерьезно! Увидела я эту шутку в одном из комментариев к своему посту на фэйсбуке. Никогда не замечала, не мониторила, не отслеживала процент лайкающих мои записи турков. 

Испытываешь ли ты переизбыток внимания, и чем для тебя является одиночество?

Да, есть такой момент. В последнее время я очень тактично отношусь к самой себе в плане трат времени и энергии. Пишут очень много людей, но я не все читаю. Я не растрачиваю себя на то, что мне не нужно. По факту кому-то отвечаю, получаю какое-то внимание, уделяю внимание людям. Словом, все это мне не особо мешает, т.к. я научилась это отделять и отграничивать от себя. Раньше я боялась одиночества, но т.к. за последние два года моя жизнь кардинально поменялась, то изменилась внутренне и я. В итоге пришла к тому, что мне идеально комфортно с собой наедине. Если раньше одиночество было неким страхом, то сейчас абсолютно нет. Я могу комфортно себя ощущать, но я не хотела бы остаться одной. Это мне ни к чему, я этого не хочу, нет. Мне хочется встретить человека, с которым я встречу старость, с которым мы будем смотреть фильмы.

Насколько много тебе необходимо личного пространства?

Так как я творческий человек, то личное пространство мне необходимо, чтобы отдыхать от публичного вида деятельности. Те моменты, то время, те дни, когда я хочу находиться одна, ни с кем не общаться, писать картины в свое удовольствие, просто проводить время наедине с собой. Да, иногда есть потребность в личном пространстве, есть его нехватка, но я свободно могу все это себе организовать в нужный момент. 

Откуда так много тематики 18+ в твоем творчестве?

Я тот художник, который безумно любит рисовать женское тело. Вот нравится мне и все. У меня очень много частных картин, которые находятся в коллекциях у многих людей. Они заказывают их, мне самой нравится творчество именно в стиле ню-арта. Т.о. для меня это другое, я не вижу в этом какую-то пошлость либо что-то неправильное. Совершенно нет, для меня это искусство, проявления страсти, чувств и эмоций. Это все очень красиво, вкусно. Многим людям нравится вместе со мной писать такие картины, и мы это практикуем в том числе и на арт-вечеринках. В университете на протяжении двух лет мы писали академический рисунок и там мы писали и обнаженных людей. Наверное это все оттуда пошло. Мы нанимали натурщиков, нам позировали, и вот мы полностью должны были изучить построение, анатомию, тело человека, чтобы изобразить его на бумаге. И вот на протяжении двух лет мы рисовали обнаженных людей. Мужчин и женщин. Меня никак все это не отвлекает, т.к. в момент рисования я превращаюсь в художника. Все прочее отключается, у меня есть натура, мой холст и краски. Быть художником – это на самом деле огромный мыслительный процесс. Чтобы создать картину, ты делаешь колоссальную работу у себя в голове. Словом, рисование с натуры в стиле ню-арт меня совершенно не смущает, ибо у меня иное восприятие, я иначе это расцениваю. 

Как на рисовании сказывается плохое зрение?

Да, действительно, многие когда узнают, что у меня плохое зрение, спрашивают меня: «слушай, а как же ты пишешь картины?». Иногда я тоже об этом задумываюсь, но понимаю, что стопроцентное зрение не нарисует за тебя картину. Здесь немножко другое. Необязательно что-то видеть, чтобы это изобразить. Главное – это чувствовать. Говоря о зрении, восприятии мира в целом, красок – тут все совершенно по-другому. Зрение у меня плохое с детства. Для меня стало колоссальным открытием когда в клинике на меня надели очки, я вышла на улицу со стопроцентным зрением и подумала: «боже мой, мир такой прекрасный, а я двадцать лет всего этого не знала». Я поняла, что двадцать лет у меня были совсем иные краски, я видела все иначе. Теперь же все было четкое, насыщенное, контрастное. Но тем не менее до этого я тоже писала картины и передавала в них все по-своему. Но наверное, самое страшное в моей жизни – это однажды проснуться и понять, что ты не видишь. Это как нет рук. Но я стараюсь об этом поменьше думать, так что все нормально. 

Как нарисовать то, что нельзя увидеть? 

Ну, это как в музыке, когда нотами передают грусть или радость. Когда музыкант передает звуками то, что нельзя услышать. У художника то же самое. Тут важно внутреннее состояние. Нужно быть открытым и честным. Нужно прочувствовать эти эмоции. Важен настрой. Раньше я писала картины только ночью. Сейчас же у меня есть определенные критерии, в соответствии с которыми я не пишу картины. Я не стану рисовать, когда у меня плохое настроение. Только когда я счастливая и жизнерадостная. При этом это не мешает мне в таком состоянии написать что-то серьезное или изобразить иную эмоцию. Однако, моя любимая картина была написана в момент очень сильного переживания, даже стресса. Поэтому вполне реально в одной картине изобразить невидимое, рассказать историю, передать чувства. Все это выражается в контрасте, красках, характере мазка. Мне как художнику вполне реально по этим критериям определить настроение или состояние автора. Как и то, что он хотел этим передать. Наверное, для восприятия самое сложное – это абстракция. Хотя именно в абстракции гораздо легче и свободнее можно изобразить некую историю. А вот зрителю понять сложнее. Художнику – легче.

Где мы сейчас находимся, и чем для тебя является это место?

Мы находимся в одном из моих любимых мест в Черногории. Первый полтора месяца здесь я прожила в Рисане и наслаждалась всей этой атмосферой, каждое утро бегала, занималась йогой. Бегала я от Рисана до Пераста. И вот сейчас мы находимся в Перасте. Мне это место очень нравится. Горы, чайки, море… Архитектура, домики – это прям я. Это мое. Кайф. Я вот думаю, что у меня будет домик в горах и надо будет обязательно что-нибудь здесь придумать (смеется). Какая-нибудь мастерская. Я без ума от гор. Я заметила пока жила здесь, что в зависимости от неба меняется цвет гор и природы. Именно в Черногории я впервые стала обращать внимание на небо. На облака. Я обалдела от местного неба. Вот есть море и горы, а есть что-то вверху, и так вообще какая-то своя жизнь и атмосфера. Другой мир. В общем, я влюблена в черногорское небо.

Что нужно сделать человеку, впервые приехавшему в Черногорию?

Насладиться природой. Выйти в шесть утра и просто пройтись пешком. Когда не будте туристов, людей, будет тишина. Поймать весь кайф этого места, в которое я реально влюбилась. Эти запахи. Разные абсолютно. Море, воздух. Короче, нужно приехать, и в шесть утра прогуляться от Рисана до Пераста и самому понять. И второй момент – обязательно увидеть закат. Т.о. сначала ты выходишь утром, а потом – вечером. 

В чем по-твоему заключается счастье? Что значит быть счастливой?

В любви и в доброте. Я тот человек, который верит, что любовь и добро спасет мир. Понимать и знать, что все мои близкие люди здоровы и счастливы. Для меня это очень важно. Не прекращать радоваться каждый день. Ловить счастье в мелочах. 

Сейчас ты счастлива?

Да. На сто процентов. Ну может на 99, но я счастливый человек. Это я могу сказать легко и прямо. 

Статьи по теме

Елена Баглай-Николич: «Здесь жить гораздо проще, чем в России»

Наша соотечественница обучает детей и взрослых написанию картин и рукоделию, живет в Черногории уже 6 лет, замужем за черногорцем, но переехала сюда по другой причине. Лена, какие были первые впечатления…
Читать

Алена Михайлова: Злата Олива – ни рабочих мест, ни экопоселения, никакой жизни

Алена Михайлова и Андрей Семенюк приехали из России в Черногорию по приглашению на работу в экопоселении «Злата Олива». Фактически – их обманули и просто бросили на произвол судьбы.    Алена:…
Читать

Лиза Калагаева: «Черногория для меня стала первым шагом к европейскому образованию»

Ученица черногорской средней школы Лиза Калагаева рассказала OpenMonte как происходит обучение в школе, о системе оценок, отличиях от российской школы, межличностных отношениях. Сколько лет ты уже проживаешь в Черногории? Откуда приехала и почему именно в…
Читать

Светлана Кауль: «Жить надо в свое удовольствие»

Светлана сколько себя помнит после школы, столько и училась. Теперь переехала в Черногорию, занимается творчеством, принимает участие в организации проекта MONTERUSSIA и вообще довольна жизнью в Черногории. Традиционный вопрос – сколько лет вы проживаете…
Читать

Натали Рощина: я думаю, что снобом нужно быть

Содержание Твое идеальное вино?Какой должна быть идеальная песня?Что больше всего ценишь в окружающих, а что в себе?Ты принципиальный человек? Если да, то какие у тебя есть принципы?Интеллектуальному клубу в Черногории…
Читать

Наталья Евстигнеева: «В какой-то момент в Москве я поняла, что не живу, а существую»

Интервью с Натальей Евстигнеевой, художественным руководителем студии русского классического балета «Ballet N» в Херцег-Нови. Наталья рассказала о своем пути к Черногории, о жизни своей семьи здесь, об открытии балетной студии,…
Читать