Из-за этого родительский дом в селе Драговоличи (Dragovoljići) он превратил в Русский дом, который назвал в честь своего отца Микония Мркича. Дом, который, как он надеется, станет центром черногорско-русских отношений в области науки и технологий, экономической, культурной и духовной жизней.
Это место находится на Московской улице, о которой, наверняка, никто в селе Драговоличи и не слышал. Табличка с названием улицы уже готова, и профессор, до пенсии преподававший на Механическом факультете университета Подгорицы, ждет удобный момент, чтобы познакомить местных жителей с новым названием этой безымянной на данный момент улицы.
Из-за русской картошки на Голи-оток
«Мой отец Микония попал в 1949 году в лагерь на острове Голи-оток, где и провел полтора года. Несмотря на то, что я не раз пробовал поговорить с ним об этом, он никогда не поддерживал разговор. От других я узнал, что именно из-за русской картошки он попал туда.
Тогда мы сажали русскую и шведскую картошку и, как назло, в 1949 году русская картошка дала богатый урожай – были клубни и по два с половиной килограмма. Отца спрашивали местные на селе, как ему удалось собрать такой урожай, а он похвастался, что это русская картошка так хорошо родила.
Тогда этого было достаточно, чтобы его отправили в лагерь на острове Голи-оток. Несмотря на то, что о России в нашем доме не говорили, кажется, «русским вирусом» я заражен с рождения», рассказывает профессор Мркич, который родился в Буковике в 1942 году.
Отец хотел, чтобы его сын стал врачом, но Мило, благодаря полученной стипендии, закончил Механический факультет в Белграде по направлению гидроэлектроэнергетика.
Будучи аспирантом, а затем и докторантом, Мило учился в московском и ленинградском институтах, сотрудничал с российскими научными институтами в области гидроэлектроэнергетики.
В качестве механика и инженера работал с российскими партнерами над различными проектами – фабрикой алюминиевого порошка в Колашине, в Матешеве, промышленном производстве жилых элементов в Подгорице, в Дайбабах (подарок, сделанный Москвой Черногории после землетрясения 1979 года).
Как турист он не раз путешествовал в «царскую страну» и полюбил русских, особенно, как говорит, русских женщин, хотя его сердце завоевала жена Дурутовича из Брезана, которая родила от него дочь и сына.
«Когда я вышел на пенсию, стало стыдно, что родной дом будет пустовать. Мои дети не стремятся здесь жить, а внутри меня проснулся тот «русский вирус», и я решил превратить имение в Русский дом и посвятить его отцу.
Я уже получил часть своей библиотеки на русском языке, «Тараса Бульбу» в медном переплете, икону Богородицы из России, «олимпийских» матрешек 1980-го года, различные издания», показывает профессор русский угол.
Солнечная электростанция, этно-село
Но доктор Мило не остановился на этом. Недавно вместе с двоюродным братом Драгишом Мркичем он основал организацию Pavle Apolonovič Rovinski («Павел Аполлонович Ровинский»).
«Это объединения основано не с целью заниматься туристическими вопросами, а для того, чтобы вместе с российскими партнерами через проекты развивать научно-техническое, экономическое, культурное и духовное сотрудничество. Сегодня у нас по плану значится 4 проекта», объясняет Мркич.
Одни касаются создания гибридных экологических систем из обновляемых источников энергии в сельской зоне, другие относятся к строительству небольшой солнечной электростанции.
«Поселение Буковик мы бы превратили в черногорско-русское этно-село, которое бы назвали в честь Павла Ровинского, а на горе Кобилья Глава (Kobilja glava) возвели бы копию церкви Ньегошева капелла (Njegoseva kapela) – идея, которая не покидает меня уже 20 лет. В селе уже 110 домов и почти 50 холостяков. Кто знает, может и невесты из России к нам бы тогда приехали», говорит Мркич.
Его двоюродный брат, который является заместителем директора созданной организации, уже глубоко погрузился в идею об этно-селе: «Родительский дом я отремонтировал и создал 4 бунгало, а рядом стоит дом Мило.
Я хотел, чтобы мои внуки полюбили имение деда, чтобы на личном примере показать, что не стоит забывать родной край, и что вне городов тоже что-то есть. Только бы наша идея зажила. Нужно, чтобы люди приезжали сюда, ведь там, где нет людей – нет ни дома, ни очага», говорит Драгиша, профессор математики на пенсии, который всю жизнь проработал в Врбасе.
По его мнению, село было бы идеальным местом для пленэров художников, литературных вечеров, открытых уроков для школьников.
Скоро, как говорит Мило, они создадут и сайт, чтобы через него находить партнеров в России для реализации своих проектов. Пока в организацию входит 19 постоянных членов, в том числе и директор школы Pavle Rovinski Мариана Папич, профессор и доктор наук Радмила Мароевича и Хаджи Радован Радович, который уже спроектировал 20 церковных объектов и создал художественную копию капелы на горе Кобилья Глава (Kobilja glava).
Сердце Павла так и осталось в Черногории
Павел Аполлонович Ровинский, известный исследователь (славянист, этнограф, географ и историк), публицист, библиограф и революционер, был страстным путешественником, чьим девизом было «Путешествие – это мое предназначение».
С 1879 по 1906 год, с небольшими перерывами, он жил в Черногории, которую обошел вдоль и поперек, двигаясь в основном пешком. Он легко сходился с людьми, помогал больным и немощным, давал советы и мирил враждующих, слыл дорогим и званым гостем в каждом черногорском доме, а люди прозвали его «Павле Рус» (в переводе «Павел русский»).
Он написал многочисленные труды, анализы и статьи о Черногории, а его самой крупной работой, ставшей результатом тридцати лет исследований, стала «Черногория в её прошлом и настоящем» (Crna Gora u prošlosti i sadašnjosti).
Этот многотомный труд представляет собой детальную многогранную картину Черногории (географические условия, археология, этнография, история, культура, современное состояние), которую Павел считал своей второй Родиной.
Всем запомнилось и его фраза о Черногории: «Там осталось всё, чем жило и благодаря чему билось мое сердце, всё то, чему я никогда не смогу найти замену».