Чернокожие жители Черногории жили здесь несколько веков. Это потомки рабов, привезенных из Африки на невольничьи рынки Дубровника, Сплита и Котора. Со временем рабство отменили, а семья Шурла переехала в Улцинь.
По данным на 1878 год (Берлинский конгресс) в Улцине жили более 100 чернокожих семей. В начале 20 века их были десятки, а после войны почти все уехали.
Чернокожие черногорцы
В Югославии он был известен, у него брали интервью как у ветерана войны. О себе он рассказал, что его родственники по линии матери и сама мать были черногорцами, а отец – чернокожий моряк из Ливии, который встретил в Черногории его мать и остался тут жить. Ризо родился в 1922 году.
Ризо Шурла сам рассказывал, что никогда у него не было проблем из-за нестандартной для Балкан внешности, но вот смешных ситуаций было много.
Про него вспомнили случай на войне, когда партизаны черногорцы очень удивились и спросили его, откуда он. Ризо городо ответил, что он черногорец. Партизаны засмеялись и сказали: «Позвольте, это мы черногорцы».
После войны Ризо стал рыбаком и попутно увлекся фотографией. В Ульцине хранится много его снимков – он был популярным фотографом.
Ризо женился на черногорке – первым в своем роду заключил брак с белой женщиной. У них родились сын и дочь.
Сын стал игроком в баскетбол (выступал за титоградский клуб «Budućnost» – Титоград – прежнее название Подгорицы). Дочь работала врачом в Белграде.
Ризо с женой
В прижизненном интервью изданию Yugopapir от 1986 года он сказал, что что всегда считал себя югославом и черногорцем, прожил тут счастливую жизнь.
Ризо отметил, что видел много стран (правда в Африку так и не попал), но дома себя чувствовал только в Улцине, в Черногории.