Нет ничего хуже, чем интервьюировать бывшего разведчика. Это как гулять по минному полю: лишний шаг – и все, интервью закончилось на высокой ноте: «хороший журналист – мертвый журналист». Слова выбирать тоже не приходится – лучше просто смириться, войти в состояние дао (или дзен) и писать, как получится.
Инструктор по рукопашному бою спецподразделений Российской армии, Чемпион России по боям циньда, мастер боевых искусств, преподаватель ушу, цигуна, знаток специальных техник самообороны, короче – универсальный солдат – Роман Зубрилкин переехал в Черногорию год назад.
На семинаре с детьми в Жабляке
От чего ты уезжал? Что на родине не устраивало?
Уезжать от чего-то – затея достаточно бесперспективная. Рано или поздно именно то, от чего пытался сбежать, все равно догонит. О том, «что не устраивало на Родине», говорить не хочу – это принципиальная позиция: критиковать можно, по-моему, только когда живешь там.
А с другого берега, попивая кафу, рассуждать про «немытую Россию» не по мне – слишком просто и безопасно. Я уезжал не «почему», а «зачем». У меня, в принципе, и в Москве все было нормально. Просто захотелось вдруг начать сначала. Потянуло в путь, если хочешь. Короче, в Черногорию приехал в поисках приключений.
И нашел?
А то! Здесь, если я не ошибаюсь, трудно обнаружить соотечественника, который бы не нашел приключений.
И в чем они заключались у тебя?
А я не был оригинален. Как и у большинства – потеря денег. Я вообще все больше убеждаюсь, что в Черногории не работают экономические законы. Зато работают законы кармы.
Помнишь анекдот – в Москве открылся ресторан «Карма»: меню нет, вам приносят то, чего вы заслуживаете. Так и здесь: получаешь то, что заслужил.
Если сравнить то, что у тебя было в России и то, что сейчас есть здесь, в Черногории – что изменилось?
В Москве и Подмосковье была своя школа боевых искусств, несколько детских групп, несколько взрослых. Участвовали в соревнованиях, показах, выступлениях, в Китай ездили, каждое лето я устраивал семинар в рязанской Мещёре, регулярно собирались на чайную церемонию.
В Черногории у меня три детских группы, одна взрослая, прошел семинар в Жабляке…
Получается, ничего не поменялось? Где же движение вперед?
Почему же не поменялось? Здесь появились новые планы, которые в России в силу тех или иных причин были практически неосуществимы. Скажем, я сейчас планирую организовать фестиваль боевых искусств в Херцег-Нови, пригласить клубы из Сербии и Хорватии, местных любителей и профессионалов.
Летом, надеюсь, появится уже полноценный лагерь в горах, причем, для детей и для взрослых. Так что – движение есть. Просто оно такое неспешное. В Черногории по-другому быть не может. Да и куда торопиться? Все случается в свое время.
Расскажи, пожалуйста, как в твоей жизни появились боевые искусства?
Заниматься я начал в 1987-м. Тогда преподавание восточных боевых искусств в стране было под запретом. В принципе, любой, кто решался учить каратэ, вполне мог получить лет пять и сменить кимоно на зэковскую телогрейку. И, тем не менее, находились бесстрашные люди. Вот с одним из таких удалось познакомиться.
Два года занимался полуподпольно, в 1989-м запрет сняли, официально разрешили восточные единоборства. И у нас в Рязани на спецфакультете Рязанского высшего военно-командного десантного училища объявили первый гражданский набор – обучали как раз ушу, стиль дуань-да, «короткий кулак». Дальше я уже занимался там. Потом в других местах.
Я слышала, что в 16 лет ты ходил по рязанским клубам боевых искусств и вызывал на бой всех подряд. Это правда?
Было дело. Но я, знаешь ли, не для того ходил, чтобы продемонстрировать, насколько я крут. Я пытался выяснить, какая система защиты и нападения наиболее результативна.
И если меня побеждал, например, специалист по кёкусин-каратэ, я осваивал ту технику в кёкусин, с которой был еще не знаком.
То есть, ты – специалист вообще во всех направлениях? Всех можешь победить?
Специалистом во всех направлениях быть невозможно. Я, скажем так, могу выйти на татами против каратиста, таэквондиста, бойца муай-тай, пинчак-силата, кравмаги. И победить. А могу и проиграть.
Какая практика, в каком клубе или направлении оказалась самой результативной?
Самой результативной оказалась в итоге армия. Жесткая постоянная практика. Отбор в разведроту специального назначения был жесткий, брали спортсменов не ниже кандидата в мастера спорта по единоборствам. Из них уже делали бойцов.
После года службы мне предложили стать инструктором – готовить молодняк.
Где приходилось применять полученные знания? Зачем вообще нужен рукопашный бой, если у тебя за плечами автомат?
Ну, как – где? Для разгона мирных демонстраций, для успокоения не в меру ретивых журналистов…
Шутишь?
Само собой. А как на такой вопрос отвечать? Приходилось. Всё, точка. Для восстановления конституционного порядка в стране – так понятнее? А рукопашный бой нужен – как без рукопашного боя отбить, например, летящий в твою сторону штык? Как обойтись без боевых навыков в случае реальной стычки? Это – в армии.
1995 год, с боевыми друзьями в армии во время командировки в Чечню (Роман в центре)
В спецназе другие задачи. Надо, например, тихо снять часового. Все современные изобретения – типа пули со снотворным, специального аэрозоля и прочего – не работают. Потому что тело должно упасть беззвучно.
Надежнее рук и ножа ничего до сих пор не придумали. Или если нужно человека не убить, а взять с собой – как «языка». Еще: случаются ситуации, когда нельзя применять огнестрельное оружие – на складе боеприпасов или там, где концентрируется, скажем, метановый газ.
А что было после армии?
После армии был Китай. Причем попал я туда случайно. Мечтал всю жизнь о Японии. А тут в 2000-м один бизнесмен предложил съездить по делам. Там сразу стал искать мастеров – не спортсменов, а тех, кто владеет традиционными видами боя.
Нашел учителя – Чен Лун, звание у него «герой ушу», такое только в Китае дают, оно означает, что человек не просто стал великим мастером, но и внес ощутимый вклад в развитие направления. У него прошел обучение стилю, который называется Чань Цюань, научился играть в у дзи ци – это стратегическая игра, типа китайских крестиков-ноликов, только на большом поле.
В Ханчжоу занимался багуа и тай-цзи, в Пекине – цигуном, в Гуанчжоу познакомился с чайным мастером – у него постигал искусство чая, ча-дао: собирал чай, готовил чай, учился распознавать чаи, вести чайную церемонию.
На юге Китая встретился с хозяином оружейного магазина: у него брал уроки владения традиционным оружием – железным веером, поясом, палочками для еды.
Палочки – это оружие?
Все может стать оружием в умелых руках, любой бытовой предмет. Для этого нужно всего-ничего: ощущать предмет как продолжение тела, знать анатомию и биомеханику и тренироваться лет десять.
Ты всему этому можешь научить?
Могу. Но это не должно быть самоцелью. К примеру, здесь, в Черногории, у меня взрослая группа занимается ножевым боем – не для того, чтобы убивать или калечить холодным оружием, а исключительно с целью самопознания и снятия психологических барьеров.
Древние китайцы говорили: не умея работать с оружием, ты не сможешь ему противостоять.
Ты долго учился у китайцев – а теперь, говорят, китайцы учатся у тебя?
Ну, не так масштабно, конечно. Иногда провожу семинары в Китае, это да. Просто тут надо понимать вот что: в Китае, как и везде, сейчас тоже преобладают спортивные направления. И найти настоящего мастера боевых искусств, который бы учил по традиционной системе, довольно сложно.
Я не раз возил своих учеников в Китай – как-то нашу тренировку увидели китайцы. Подошли, познакомились, вежливо попросили присоединиться. С тех пор так и повелось: езжу в Китай, провожу семинары для китайцев.
А детей чему учишь?
Детям даю основы чань цюань и дуань-да. Там есть и элементы акробатики, и комплексы специальных упражнений, стойки, маховые движения, статические позиции, дыхательные упражнения. Для детей занятия ориентированы, прежде всего, на здоровье и общее физическое развитие: это гибкость, координация, реакция.
На занятии с детьми в Жабляке
Многие упражнения способствуют активизации мозговой деятельности и пробуждению творческого начала.
Твоя школа в Москве называется «Дoм летучих мышей» – почему?
Летучая мышь – знак спецназа ГРУ. Мой тотем, если хочешь. Ну, а на Востоке летучая мышь символизирует счастье и благоденствие.
Ты занимаешься с детьми – но ведь для этого требуется педагогическое образование…
А у меня оно есть. Я учитель истории по гражданской специальности. В 1998-м поступил в Рязанский педагогический институт на истфак. Отучился – получил диплом.
Историей с детства увлекался, особенно периодом становления государства на Руси, с VII по XIV век.
В книге «Боевые искусства России в лицах» перечислены твои звания и награды: первый дан айкидо, первый дан дзёсинмон-каратэ, первый дан сётокан-каратэ и Special Force Combat Karate, третий дан израильского кравмага и четвертый дзю- дзюцу-дайдо-рю, ты – почетный член Российской боевой системы «Защита», чемпион России. А каким достижением больше всего гордишься?
Как ни парадоксально прозвучит – больше всего горжусь вторым местом. Это было на чемпионате по рукопашному бою среди спецподразделений Российской армии. Там собираются не спортсмены, а бойцы – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Профессионалы до мозга костей, настоящая элита. Там соревнования проводились без деления на весовые категории. Сначала были командные бои: по общему количеству побед моя команда (я был капитаном) заняла первое место.
Потом были индивидуальные соревнования – вот там я занял второе место. Сил уже не было, играла уже не техника, а внутренняя составляющая, дух. В финале встречался с таким же прекрасным человеком, как и я.
Бой был похож на советский мультфильм про двух пластилиновых боксеров, которые повисли друг на друге и танцевали танго. Он выиграл с разницей в одно очко.
Как в Черногории с боевыми искусствами – по твоему мнению?
Черногорцы любят спорт, что приятно. Причем, развиты здесь разные направления. Видно, что много влияния уделяется этому. Что касается боевых искусств: они есть. Но, поскольку страна небольшая, направлений и видов очень немного.
То, с чем я сталкивался – спортивный сётокан-каратэ, кёкусинкай-каратэ, миксфайт, бокс и дзюдо. Это мизерная часть мировых боевых искусств. Вот пытаюсь восполнить пробел. Даю то, что в Китае и России называют «ушу», а в Европе и в Черногории в том числе – «кунг-фу».
Лабиринт к семинару
Я думаю, что развитие и популяризация других видов боевых искусств здесь – дело будущего, и не слишком далекого. Я лично знаю мастеров, готовых преподавать здесь самбо и боевое самбо. Среди черногорцев есть те, кто пытается преподавать экзотику типа ниндзюцу.
В одной из групп на Фейсбуке обсуждали историю, связанную с тобой и местным тренером-ниндзя. Расскажешь подробности?
Да, забавный был эпизод. Я в августе и сентябре провел для детей семинары в Жабляке и в Баре. Название было – «Маленький ниндзя»: многое, действительно, брал из традиционных тренировок по нин-по, но в целом больше, конечно, для того, чтобы детей заинтересовать.
Потому что реальное искусство ниндзюцу, каким оно было в древней Японии – это система крайне жесткая, я бы сказал даже, жестокая, нацеленная на результат. В октябре – я уже набрал группы в Будве и в Баре – мне позвонил человек, представился: Предраг, фамилию, если честно, не вспомню.
Попросил о встрече – я так понял, что насчет тренировок хочет побеседовать. Ну, встретились. Большой упитанный черногорец, сразу достал удостоверение сотрудника полиции и заявил: ниндзя в Черногории только один, это он, Предраг.
И все остальные ниндзя – это его ниндзя. А я обучать нин-по не имею права. Короче, у него экслюзив, видимо. Пообещал выслать из страны – если я буду продолжать плохо себя вести.
И что ты ответил?
Объяснил, что он неправ. В смысле – вежливо объяснил. Использовать название «ниндзя» я могу с не меньшими основаниями, поскольку знаком со стилем, причем, не в теории. Честно сказал ему, что всякого рода «папиры» у меня тоже имеются.
Что мы, русские, вообще люди мирные. Предложил обменяться опытом. Провести семинар с его учениками в его ангаре, а он пусть приезжает ко мне и покажет моим ученикам свое искусство. Но он почему-то не согласился. Правда, угрожать перестал.
А продолжение было у этой истории?
Ну, один раз он ученика моего к себе на тренировку увез. То есть, представь – идет пацаненок по улице, а тут – ниндзя. Спрашивает – куда, мол, ты, мальчик, идешь? Тот ему отвечает – на тренировку по ушу. Ниндзя всея Черногории ему и говорит: не ходи к нему, пойдем лучше ко мне. А то твой мастер тебя неправильно учит.
Понятно, что мальчишка семилетний вряд ли сможет убедительно возразить взрослому. Он уже оттуда, из ангара, маме позвонил, она его забрала – насколько я знаю, ниндзе пришлось несладко. Нет-нет, с мальчиком все нормально, он по-прежнему ко мне ходит.
Потом Предраг еще раз приходил – уже непосредственно к директору школы «Катюша» в Будве, спрашивал ее, знает ли она, какому страшному человеку предоставляет зал для занятий.
Это он тебя имел в виду?
Ага, меня. Там еще был интересный нюанс: он приходил не один, а с некой русскоязычной женщиной, имеющей некоторое отношение к одной из огранизаций, насколько я знаю. То есть, ниндзя привлек административный ресурс. Правда, опять безрезультатно.
То есть, конфликт так и продолжается? Хотя ты преподаешь ушу, а не ниндзюцу?
Да нет никакого конфликта! Это разве конфликт? Пойми: я с большим уважением отношусь к реальным бойцам, к тренерам, которые с детьми занимаются. Но как учил Конфуций, благородный муж должен быть скромен, честен и справедлив.
Короче, если бы Предраг по-мужски меня вызвал, я бы, конечно, с ним с удовольствием встретился. В смысле – на татами. А так – смешно все это на самом деле.
Каким ты видишь свое будущее?
Будущее вижу прекрасным. Светлым и мирным. А здесь или в другом месте – это не важно. Как фишка ляжет.
О чем мечтаешь?
О многом. Все-таки съездить в Японию. Провести месяц-два в ашраме, где обучают каларипаяту – это одно из направлений боевых искусств Индии. С семьей на яхте сплавать до Средиземного моря. Хочу освоить кузнечное дело. Здесь, кстати, искал мастеров – но говорят, что никого не осталось и само искусство утрачено.
Роман с дочкой
Есть один план, который как раз сейчас начинаю воплощать в жизнь – создание места, где любой человек, профессионал в боевых искусствах или любитель, или самый обычный турист мог бы попробовать себя в традиционных боевых практиках.
Такой, знаешь, Диснейленд для взрослых: традиционные площадки – лабиринт Шаолиня, дворик гладиатора, полоса препятствий ниндзя, подворье русского дружинника – в общем, центр для тренировок и приключений. Пока нигде в мире ничего подобного нет.
Черногория оправдала твои ожидания?
Вот даже не знаю, что ответить – у меня ожиданий особых и не было. Страна прекрасная, единственный минус – климат зимой: не люблю дожди. Люди замечательные – если не касаться денег. А в целом – все как у нас, как будто и не уезжал: если надо асфальт положить, они выберут самый дождливый день в году.
Но жить здесь комфортно: чистые городки, вежливые полицейские, общая атмосфера очень доброжелательная и уважительная по отношению к человеку. Есть верность традициям – кстати, редкость на сегодняшний день.
Есть ощущение свободы – а это главное условие развития. Еще один серьезный плюс в Черногории – лично для меня – это русские. Те, с кем здесь посчастливилось познакомиться, люди творческие, интересные, необычные. Короче, именно такие люди, которых в России очень не хватает.
Вместо постскриптума:
В ноябре 1995 года старшина спецназа военной разведки Роман Зубрилкин был награжден медалью «За боевые заслуги» – за восстановление конституционного порядка на территории Чеченской республики.
Так что медаль, конечно, есть. Хоть и осталась в России.
Автор: Аглая Шагай
2 comments
Хорошие люди, которые действительно хотят работать, везде себя смогут найти и будут при этом счастливы!
Poštovani gospodine Zubrilkin:
nejasno mi je da tako sposoban čovjek nema posao u toliko Velikoj Rusiji kao i to da su kinezi oduševljeni sa tobom kao majstorom a ni u Kini ni u Rusiji za tebe ne znaju kao majstora…
Druga stvar je da ste ovde iznjeli velike i notorne laži.Ja sam Vas kontaktirao jer ste se djeci predstavljali kao majstor NInjutsua i obmanjivali javnost.Sa vama sam razgovarao samo sam i rekao da bi mi bilo zadovoljstvo da napravimo saradnju i izmjenimo iskustva samo pod uslovom da ime borilačke vještine koju nikada niste trenirali ne koristite jer bi to bilo isto kao da se ja predstavljam kao zubar i vadim ljudima zube a završio sam mašinstvo.
Da bi neko u CG radio sa djecom i imao klub neophodno je da ima i registrovan klub u ministarstvu prosvjete i sporta gdje je potrebno donjeti odgovarajuća dokumenta.Vi to nemate.Šo se tiče ovog javnog poziva da se vidimo na tatamiju ja ću vam to zadovoljstvo ispuniti veoma brzo uz obostrano zadovoljstvo.Želja mi je da mi pokažete i efikasnost vaših tehnika samoodbrane od mačete…
Poštovani gospodine iznjeli ste još jednu notornu laž da se ja krijem iza nekog ko radi u Ruskoj Dijaspori i da tamo tražim podršku.Ja sam rođen u CRNOJ GORI koja je moja država ali ne i Vaša. Vi ste ovde u CG gost i ponašajte se shodno ponašanju osobe koja je kako kažete sami majstor borilačkih sportova i radite sa djecom. Hoću da kažem da djeci treba da služite kao pozitivan primjer a ne da se služite lažima. Moja sala je otvorena za vas,ja sam otvoren za svaku saradnju ,a i odgovoriću vašem pozivu da se vidimo na tatamiju…Hvala na pozivu i radujem se našem susretu.
Zamolio bih organizatore i vlasnike ove stranice da kada nešto objavljuju saslušaju stranku i provjere informacije ,znači da provjere njihovu tačnost.
Unaprijed zahvalan.