Видовдан является национальным сербским праздником. Первоначально он был посвящен Святому Вите, а затем история Балкан придала этому дню новые значения.
Битва на Косовом поле (Косовска битка или бой на Косову) – это крупное сражение между объединенными войсками сербских феодалов и Боснийского королевства и турецкой армией. Битва произошла в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска в том сражении возглавляли князь Лазарь Хребелянович, Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом.
В том бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно убитый Милошем Обиличем. Сербский полководец Лазарь и также Милош Обилич в настоящее время почитаются православной церковью как святые.
Османские войска хоть и выиграли то сражение, но понесли огромные потери. Войска султана сразу после этого сражения отправились в Адрианополь из-за опасений возможной смуты в войсках и Османской империи в целом в связи со смертью султана Мурада.
Это сражение имеет большое значение для истории сербского народа, оно нашло яркое отражение в сербском фольклоре.
Митрополит Сербской православной церкви в Черногории Амфилохий и местные священники сегодня, как и прежде, отмечают годовщину Косовской битвы, настаивая на том, чтобы роль черногорцев в этом событии была подчеркнута. За последние 170 лет сербы, работающие и проживающие в Черногории, заявляют о том, что эта битва также принадлежит и черногорцам.
С другой стороны, существует мнение о том, что черногорцы никогда не участвовали в сражении. Но миф об их участии использовал Сима Милютинович Сарайлия (учитель черногорского владыки Негоша), который он использовал для реализации своего политического проекта.
А вот черногорский владыка Василий Петрович в своей книге «История Черногории», изданной в Москве в 1754 году, утверждает о том, что черногорцы не принимали участие в знаменитой битве. Это же мнение подтверждает Вук Караджич, посетив Черногорию в 1834 году.
Но сегодня в Черногории нет большего пропагандиста битвы при Косово, чем митрополит Амафилохий Радович. Многие считают, что именно из-за этого митрополит попытался провозгласить черногорского владыку Негоша святым – ведь именно он, под воздействием своего учится Симы Милютиновича, первым начал «утверждать» то, что Черногория также имеет право отмечать этот праздник, как и Сербия.
Об истории Черногории вы также можете узнать много интересного из наших статей.