Расскажите о вашей деятельности в Черногории. Насколько я поняла, их несколько: фотограф, организатор мероприятий, дизайнер…
Все верно, в Черногории я фотограф, организатор мероприятий и дизайнер, специализируюсь в шелковой флористике. Это кажется несовместимым, на первый взгляд, но все вместе прекрасно живет и гармонирует. Главное – правильно распределить ресурсы и таланты.
Почему решили стать фотографом?
Фотография меня интересовала еще в детстве. Я любила рассматривать старые фотоальбомы, могла часами смотреть на потертые черно-белые снимки. Впитывала магию момента. Пыталась понять, как фотографу удалось вместить в один кадр всю историю героев: поза и эмоции, крупные и мелкие детали, как подобрана одежда и обувь. К процессу фотографирования все готовились так же тщательно, как к большому празднику.
Позже были любительские попытки воспроизвести все на пленку, но учеба, работа, а позже и достаточно успешная бизнес-карьера не позволяли уделять этому так много времени, как хотелось. Все мои детские желания ушли на второй план.
Конечно, везде в путешествия я брала с собой фотоаппарат, но это была совершенно не та фотография, о которой я мечтала. Тонны снимков у фонтанов, деревьев, на фоне памятников, за столом потом ушли «в топку» или валяются забытыми где-то на чердаках. Я поняла, что потеряла ту невидимую нить, соединяющую меня с миром фотографии. Надо было что-то менять.
В 2009 году я приняла решение начать обучение и записалась в фотошколу в соседнем дворе. Прошла небольшой курс основ фотографии, и тут-то меня, как говорится, и «накрыло». Я начала жадно посещать различные выставки фотографий, мастер-классы, вебинары, продолжила учиться в онлайн-фотошколе и ездить на конференции фотографов, изучала историю фотографии и именитых мастеров.
Так фотография вошла в мою жизнь уже в другом качестве, как я и мечтала в детстве. Учиться я продолжаю по сей день. Изучаю новые способы обработки, стили, модные тенденции. Участвую в воркшопах свадебных фотографов и декораторов, в вебинарах, смотрю учебные ролики и разборы фотосессий от профессионалов. Снимаю много и часто. Это не только коммерческая фотография, есть и социальные проекты.
За работой.
Чтобы стать хорошим фотографом, нужна практика. Как практиковались вы? Что больше любите снимать – людей, природу, мероприятия?
Конечно, практика и ещё раз практика. Один из моих учителей в фотошколе однажды сказал, что на начальном этапе мы должны делать не менее 200 кадров в день и тогда количество перейдёт в качество. Теперь я полностью с ним согласна, но тогда я не совсем понимала, что это был идеальный совет для начинающего фотографа.
Так как у меня были домашние задания, мне было проще находить идеи и сюжеты для практики. Не всегда принимали мои «шедевры», много приходилось переснимать и дорабатывать, но я была очень внимательна к замечаниям и конструктивной критике. Мне была необходима обратная связь, чтобы понять правильность моего видения. Так по кирпичику, урок за уроком, начал складываться тот фундамент, который есть сейчас.
Определились любимые жанры. Я люблю снимать людей, их эмоции, чувственность и индивидуальность. Мой стиль съемки – это история, где есть и сюжетная линия, и главные герои, и пространство. Поэтому всегда дополнительно можно найти в серии природу, детали и крупные планы.
Как организатор и посетитель многих мероприятий в Черногории, делаю репортажную съёмку в качестве фотографа. Пейзажная съемка присутствует, но, скорее, для вдохновения или как дополнение к истории. Абсолютно не люблю и не снимаю арт-проекты с изменением модели до неузнаваемости и злоупотреблением фотошопом.
Однажды мне рассказал историю мой учитель, как на заре его коммерческой фотографии он снимал свадьбу и решил сделать приятное бабушке невесты. Замаскировал все морщинки… На следующий день после сдачи материала пришёл дедуля с конвертом и попросил вернуть все морщинки его жены, потому что в них была вся жизнь, их любовь, радости и потери, мечты и смятения, а сейчас это фарфоровое лицо ничего из себя не представляет. Тогда я окончательно поняла, что фотошоп мне будет нужен только в том случае, когда он действительно необходим и без него никуда.
Есть ли специальная атрибутика, костюмы, инвентарь? Обычно фотографы для этого заключают контракт со студиями или с теми, у кого можно взять костюм на прокат. Возможно ли такое у вас?
Специальной атрибутики и костюмов у меня нет. Я не совсем люблю этот маскарад и не приветствую его. Декор есть, как у любого фотографа, и есть специальное световое оборудование, которое я использую для сложного освещения.
Дома у меня своя студия, но там я, скорее, занимаюсь предметной съемкой. А вот людей предпочитаю снимать при естественном освещении. Мы живём в такой прекрасной стране, где каждый сантиметр – уже декорация.
Ловчен. Национальный парк.
Когда я готовлюсь к фотосессии, я всегда обсуждаю с парой или с семьёй саму идею. Мы тщательно подбираем гардероб, обувь, готовим реквизит. Но его не должно быть много, ведь у нас главные герои – сами люди. Я большое внимание уделяю внешнему виду моделей. Правильно подобранная прическа, мейкап для девушки, маникюр и педикюр. Все должно быть в меру, аккуратным и не выбиваться из общей картины и идеи.
Среди ваших клиентов в Черногории только русскоязычные или местные тоже есть? Если есть местные, то есть ли там какие-то особенности съемки и так называемого “контакта с моделью”?
В основном это русскоязычное население, проживающее в Черногории, и туристы. Было несколько съемок с черногорской моделью и съемка молодежного дня рождения. Я никогда не делила клиентов по нации, не раскладывала их на хороших или плохих. Для меня каждая модель, каждая пара уникальна. Если бы вы могли увидеть их моими глазами, то поняли, о чем я говорю. Любовь и искренность живут вне времени, границ и пространства.
Из свадебной фотосессии.
Когда-то фотографы говорили, что на одну пленку получается 2-3 действительно хороших кадра, и это нормально. Как с этим сейчас? Каков процент удачных фото из отснятого у вас?
2-3 действительно хороших кадра? Это спорно именно для моей истории. Приведу пример: Когда вы смотрите кинофильм, можете ли вы с точностью до секунды сказать, что только этот кадр является уникальным и неповторимым? Возможно!.. Да, конечно, есть кульминация, но как только вы решите, что это именно этот кадр является вашим фаворитом, тогда режиссёр накидает вам еще столько материала, что глаза разбегутся и выбор усложнится.
Конечно, существует фешн-индустрия. Бьюти-индустрия. Там ради одного-двух кадров в журнал затрачивается очень много материальных, человеческих ресурсов и энергочасов, но это совершенно другая область. Для себя и своих заказчиков стараюсь снимать сразу хорошо, а не переделывать потом часами за компьютером.
Часто ли вы путешествуете и где любите бывать? Снимаете в поездках?
В силу сложившегося характера и прошлого бизнеса, отложившего свой сильный отпечаток на меня как на личность, я всегда сочетаю приятное с полезным. Если планирую поездку, то обязательно найду для себя занятие, встречу или мероприятие.
Репортажная съемка в соседней Хорватии.
Недавно вернулись из Сербии. Меня приглашали снимать свадьбу. Это была не просто свадьба, как свадьба с ЗАГСом и голубями, а красивая история любви. Мы сняли историю их знакомства, предложения, знакомства с родителями, потом было потрясающее венчание в старой домашней церкви и, конечно же, огромный праздник с традициями и местными обрядами. В подарок мы отправили ребятам их фотокнигу. Слова благодарности – самая большая награда для фотографа.
Что вас вдохновляет как фотографа? Возможно, черногорская природа или работы коллег…
Вдохновение черпаю у таких профессионалов как Артём Кондратенков, Юлия Смоляр, Денис Исаев, Сергей Запорожец, Кира Невская, Анастасия Бельская и другие. Скорее всего, эти фамилии не скажут ничего обычному человеку, но это лучшие свадебные фотографы, получившие мировые награды на специализированных конкурсах. Многих знаю лично, так как училась у них на курсе или была на мастер-классах.
Есть и классика мировой фотографии. Такие мэтры как Стив Мак-Карри, Сесил Битон, Грегори Колберт, Анна Лейбовиц, Себастьян Сальгадо. Я восхищаюсь работами Дениса Регги и Джерри Гиониса, Анри Карте-Брессона и Джеффа Аскоу. Мне кажется, что их работы можно изучать бесконечно.
Как продвигаете свои услуги? Есть сайт, портфолио? Откуда чаще всего приходят клиенты?
Как все профессиональные фотографы, я зарегистрирована на многих специальных поисковых ресурсов по подбору фотографов. Я активно веду аккаунт в Инстаграмм и ВКонтакте. Есть страница в FB, но она не так активна и популярна. В основном, клиенты из социальных сетей и по рекомендации. Персональный сайт сейчас в разработке, но это не мешает активно привлекать клиентов через социальные аккаунты.
Что для вас самое трудное в работе фотографом в Черногории?
Трудности, скорее, не в стране, а бывают «сложные заказчики». Как правило, если мы не находим общий язык с клиентом на стадии обсуждения, я отказываюсь от заказа. Значит это «не мой клиент» и мы оба не получим тот результат, который нас обоих бы удовлетворил.
Какие красивые места для фотосессий в Черногории посоветуете?
Черногория сама по себе прекрасна и удивительна. В этой стране все красиво, несмотря на то, какие задачи стоят перед вами.
Вот уже третий год у меня очень популярна фотопрогулка по старому городу Будве. Даже для себя самой я открываю его улочки по-новому. Казалось бы, знаю каждый кирпич, каждый уголок, но с приходом новой пары узнаю старую Будву с другой стороны, и это бесценно.
Фотопрогулка по старому городу Будве.
Конечно, есть и другие популярные локации среди фотографов: остров Святой Стефан, площадка у церкви Святого Саввы, старый Котор, Пераст, Боко-Которский залив, заповедник Ловчен.
Еще из того, что я рекомендую:
– Порто Монтенегро – красивое место для вечерней съёмки и съёмки в морском стиле.
– Вирпазар – идеален с его архитектурой и самобытностью.
– Скадарское озеро – рекомендую организовать фотопрогулку на лодке с остановками на небольших островках и рыбным рестораном.
– Старый Бар – прекрасно впишется в фотосессию Love Story и свадебной прогулки.
– Парк ресторана Чатовичи Млини в Морине – идеальное место для свадебной фотосессии.
– Поселок Пржно – хорош для тематической прогулки.
– Старинный поселок Прчань в нескольких километрах от Котора – порадует храмами и атмосферной архитектурой.
Нельзя назвать эти места универсальными для всех. Для фотосессии может подойти и самый обыкновенный дуб, но возле него картина мира расширяется и все начинают чувствовать его энергетику. А, может, это обычная площадка возле заброшенного дома или одинокий пляж. Ищите, может быть, и вам повезет найти свою жемчужину Черногории!