Григорий Рачук: «Для русского человека Черногория – это земля духовных вложений»


Представляем нашим читателям интервью со священником Черногорско-Приморской Митрополии Сербской Православной Церкви – иереем Григорием Рачуком.

Отец Григорий вот уже больше двух лет служит в церкви Святителя и Чудотворца Николая в Старом Баре (старом соборном храме Бара), а проживает в Черногории он уже более 10 лет.
  
Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Храм святителя Николая у подножия Румии, декабрь 2010г.
 
Традиционный вопрос, сколько лет вы уже живете в Черногории?
 
По послушанию Митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия я проработал в Черногории уже больше 10 лет (с 2003 года), а с семьей я здесь живу пятый год. Раньше мне приходилось жить и в Сербии, и в Черногории, и в России, и на Украине. 
 
Сначала работал в издательском доме  Митрополии «Светигора», работал как переводчик, писатель, параллельно  работал в комиссии по канонизации в Закарпатье, в редакции православной газеты, сотрудничал с несколькими православными издательствами: издательский отдел монастыря Оптина Пустынь, издательство ПаломникЪ, Синтагма. 
 
Была такая интересная епархия, сейчас она есть в Московском Патриархате, которая до 1945 года относилась к Сербской Церкви. Это Закарпатская епархия (в Сербской Церкви она называлась Мукачевско-Пряшевской и охватывала тогда еще и территорию восточной Словакии – Пряшевской Руси, населенной и теперь русинами), сейчас она разделена на две епархии: Мукачевская и Хустская. 
 
И вот я долгое время занимался историей этой епархии, ее святыми, которые принадлежат и Сербской Церкви, и Русской Церкви. Написал несколько книг, в частности «Подвижник Руси Карпатской. Архимандрит Иов (Кундря)», для канонизации которого официально собирал материалы, и «Путь к святости. Преподобный Алексий Карпаторусский».
 
Наш Митрополит высоко оценил эти труды, потому что в них история Сербской Церкви и Русской Церкви слилась неразрывно.  
 
Из какого города вы приехали в Черногорию?
 
Из Москвы, большую часть времени до переезда сюда жил в Москве. Корни у меня из Закарпатья по отцу, а по матери из запорожских и донских казаков.  
 
А каким образом вы попали именно в Черногорию, приехали сюда по приглашению?
 
Нет, просто так получилось, что наша семья оказалась связанной с Митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием: родной дядя моей супруги, Протоиерей Василий (Самош), чье тело покоится в основании кафедрального собора города Ужгорода, за заслуги перед Церковью, был священником Сербской Церкви. И его духовный отец был как раз Авва Иустин (Попович), великий святой, богослов, который одновременно был духовным отцом владыки Амфилохия. 
 
Он много ему рассказывал о Карпатской Руси и русинах, о своем пребывании на Закарпатье, где почти три года был миссионером. Поэтому, таким образом, наша семья оказалась связана с Владыкой. 
 
Авва Иустин отвез дядю, Протоирея Василия, учиться в Битольскую Духовную академию, когда ему было всего 19 лет. Там он познакомился со святым Иоанном Шанхайским (Максимовичем), который также был по происхождению с Карпат, и с которым сохранил дружеские отношения, переписывался до конца своей жизни. 
 
Таким образом, и Владыке была интересна моя работа, и я нашел много интересных материалов, интересных именно для истории взаимоотношений Сербской и Русской Церквей, о том, что до сих пор соединяет наши народы и нашу историю.
 
Вы столько лет уже прожили в Черногории, можете ли отметить, по сравнению с русскоязычным населением, черногорцы являются более религиозными?
 
Здесь совершенно разный тип религиозности. Например, на Московской Руси при такой традиционной религиозности населения – долгое время не было гонений на веру.

Гонения начались только во времена коммунизма. В западной части Руси, которая сейчас находится на территории Белоруссии, Украины, наоборот – народ веками должен был исповедовать свою веру. 
 
Поэтому если на Западе Руси была важна сама принадлежность к Православию, то на Востоке Руси, на Руси Московской, было важным нести обряд.
 
Поэтому народная трагедия для Западной и Восточной Руси оказалась различной. Для Восточной Руси это был раскол во времена Петра I, когда народ окончательно разделился по вере. Было искушение расколом, кто-то принял церковные реформы Никона, кто-то не принял. 
 
А для Западной Руси трагедия была в другом: кто-то остался верен Православию, кто-то принял унию (соединение) с Римом, с Ватиканом, сохранив в основных чертах обряд, но потеряв самостоятельность…
 
А у черногорцев было еще жестче. Здесь веками существовала этнографическая, культурная и природная граница между Православием, католицизмом и исламом.
 
И тут как раз важной была принадлежность к Православию. Многие люди не понимают, что сама по себе принадлежность и выбор в пользу веры своих предков были тогда настоящим подвигом!
 
Если человек принимал ислам, он получал освобождение от налогов и поддержку всей огромной Турецкой империи, если человек принимал католицизм, то он получал поддержку могущественной католической церкви и римского престола, который часто мог защитить, помочь, в том числе и материально, и морально. 
 
В то же время православные верующие были предоставлены сами себе.

Поэтому если даже взять самого великого святого в Черногории, Василия Острожского, то его жизнь прошла в скитаниях, страданиях. Много раз он был прогнан, много раз был оклеветан. Вот это характерная судьба православного Митрополита в то время, – все эти муки, что он испытал. 
 
В итоге он нашел одно из самых глухих мест на всей своей земле, чтобы он смог там в этой святыне укрыться от врагов, сохранить центр православной епархии в монастыре Острог. Если и сейчас туда трудно добираться, довольно-таки глухое это место, то, как это было раньше, можно только представить!
 
Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Монастырь Острог, © изображение Shutterstock
 
Если такие условия вынужден был избрать православный Митрополит, которого изгнали и из Цетинского монастыря, и из Твердоша в соседней Герцеговине, то, что тогда было ожидать обычным рядовым православным людям, которые в глухих горах сохранили свою душу, свою веру, до последнего дыхания, наперекор всему, борясь за честной крест и золотую свободу?
 
Само по себе это было подвигом. Оставаясь верным православию, человек обрекал себя на голодную бесправную жизнь, полную тревог, когда его легко могли убить, обратить в рабство, все несчастья этого мира могли сыпаться на его голову. Поэтому это оказался такой особый местный тип благочестия. 
 
Поскольку тогда много церквей в Черногории были разрушены, и приходская жизнь из-за постоянных войн тоже все время нарушалась, здесь особое значение имели традиции Славские. Отмечали свою Славу и дома, и в храме (что такое праздник Слава  – прим. ред.). Слава – как родовой праздник, Слава – как собрание в память святого братства, племени, рода. И к тому же это постоянное строительство, возобновление  и защита святынь. 
 
Известны церкви, которые, как и на Руси, строились в течение одного дня по обету. Огромное количество церквей было построено, сохранено, возобновлено – разве это не подвиг, когда люди это делали, часто буквально умирая от голода?
 
Часть церквей была взята католиками, но и сейчас Митрополии принадлежит более 1600 храмов, что для маленькой Черногории – очень много. 
 
То же самое, что знаменитые московские Сорок Сороков, но только это не процветающий город, Третий Рим, столица Православия, мощнейшего царства, позднее православной империи, раскинувшейся на полсвета, а маленькая горная страна, где возвести храм было небезопасно, где храмы уничтожались и возобновлялись по нескольку раз. 
 
Как Цетинский монастырь, был неоднократно сровнен с землей, и потом восстановлен, так и многие другие храмы и монастыри. 
 
Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Цетинский монастырь© изображение Shutterstock
 
Поэтому если брать общее количество церквей, то их можно увеличить в полтора, а может и в два, и больше раз, потому что их приходилось с трудом отстаивать, иногда ценой многих жизней, восстанавливать из руин, содержать, и снова и опять возобновлять и строить часто заново. И это при том, что народ был бедный, средств почти никаких не было. Само по себе это было великим подвигом.
 
Недавно вышла в свет замечательная книга, посвященная 20-летию окормления Черногории Митрополитом Амфилохием «Обновление (обнова) храмов и монастырей». За это время было восстановлено огромное количество храмов, монастырей в Черногории.
 
В частности построено два огромных соборных храма, самых больших из когда-либо существовавших в Черногории. Это храмы в Подгорице и в Баре. В Подгорице храм уже освящен в октябре 2013 г. собранием всех православных Церквей и собранием почти всех православных патриархов. И то же самое ждет и город Бар.
 
Что интересного вы можете рассказать о двух этих православных городах, Баре и Подгорице?
 
Бар – это город с более уникальной историей, чем Подгорица. Подгорица – это изначально античный город Диоклия, затем византийский город, потом славянская Рыбница. Здесь родился основатель династии Неманичей, Стефан Неманя, он же Семен Мироточивый. Он родился на Неманиной обале, так до сих пор называется берег Немани, место в Подгорице.
 
А потом Подгорица стала главным городом турецких властей на земле Черногории, это был город мусульманский. До сих пор исторический центр города занят домами тех турков, которые вот уже больше 100 лет назад как выселились оттуда. И в тех домах так никто и не селится, они так и стоят глухими развалинами. 
 
А у Бара история совершенно другая. Его история чем-то подобна Иерусалиму. 
 
Иерусалим называют городом трех религий, потому что это священный город для христиан, и для мусульман, и для иудеев. Точно также и Бар из всех черногорских городов – это одновременно: самый серьезный древний православный центр, центр ислама, сохранившийся до наших дней, и самый серьезный древний католический центр. 
 
Все это один и тот же город. Само по себе символично, что здесь находится самый большой в стране строящийся православный собор, самый большой в стране строящийся католический собор, и самая большая в стране строящаяся мечеть.
 
При этом, здесь за многие века совместного проживания выработался очень терпимый менталитет. В частности за тем знаменитым крестом святого Йована Владимира, который возносили каждый год в день Пресвятой Троицы  на вершину горы Румия, и где он возвышался над всем городом Баром, ходили представители как раз всех трех религий. Также как к святому Василию Острожскому. 
 
Только два таких места в Черногории: это как раз Острог – величайшая святыня Черногории, и святая гора Румия, собирающая к себе паломников со всего мира, но прежде всего из Бара. 
 
Бар – это древний римский, затем византийский, славянский, венецианский и турецкий город, насчитывающий более чем 1000-летнюю историю. В свое время Бар был центром всех католических приходов на Балканах, это очень интересная история. 
 
Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Старый Бар
 
Когда Бар брали турки, это было согласно преданию после того, как на вершине Румии была осквернена церковь, и народ пребывал в унынии, тогда именно католический архиепископ призывал народ к сопротивлению. 
 
И за это турки, когда взяли город Бар, по одним источникам, с живого архиепископа содрали кожу, а по другим источникам – посадили на кол. Так что это очень сложная история, временами драматических событий и тесных взаимоотношений православных и католиков в Баре, которые то ссорились, то героически помогали друг другу в борьбе с турками.
 
Отдельно надо сказать и о барских мусульманах, которые сохранили много православных обычаев, так как в большинстве своем были насильно обращены в ислам, об их уважении к своим корням, об их помощи в восстановлении и украшении древних храмов. 
 
Так один барский мусульманин на свои средства во время Второй Мировой войны заказал огромную прекрасную икону Святителя и Чудотворца Николая в Старый соборный храм Бара, за что пострадал после прихода к власти коммунистов, которые его убили.
  
Если граница между Западной и Восточной Римской империей проходила в районе Будвы, как об этом говорит знаменитый местный историк  Предраг Вукич, то граница между Турцией и Венецией долгое время проходила как раз по реке Железница, которая протекает в районе Илино в Баре. 
 
И поэтому со стороны Сутоморе нет ни одной мечети, они так и не были построены там, а с другой стороны большинство храмов и монастырей было превращено в руины. 
 
Вот такая интересная история у города Бара. 
 
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о строящемся православном соборе в Баре.
 
В Баре сейчас строится крупнейший в Черногории православный храм, он даже больше, чем храм в Подгорице. Это собор святого Йована (Иоанна) Владимира, он построен двухъярусным. Нижний ярус посвящен святому Александру Невскому. Это самый почитаемый на Балканах русский святой, святой воин. 
 
Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Собор святого Йована-Владимира в Баре

К примеру, в столице Болгарии Софии самый главный храм как раз посвящен святому Александру Невскому. И главная площадь города носит его имя. 
 
А здесь это заветная Слава Васоевичей – одного из братств этого знаменитого черногорского племени. Однажды это братство перед битвой с турками призвало на помощь святого Александра Невского, и святой помог им в совершенно безнадежной битве, в которой они чудом победили. И в благодарность за помощь в победе они взяли за свою Славу святого Александра Невского.
 
На острове Святого Стефана был храм, впоследствии разрушенный, Александра Невского, который являлся раньше символом дружбы Черногории и России. А сейчас именно Барский храм, что символично, в своем основании, находится под покровительством русского святого Александра Невского. 
 
Уже не первый год там ведутся службы. И русские люди из России в числе благотворителей активно помогают строительству храма, и со стороны исторической Западной Руси (Украина и Белоруссия). 
 
И так интересно получилось, что Бар взял у Будвы звание столицы русской общины, именно за последние  годы, пока строится этот собор. Сейчас каждый имеет возможность «уградить» себя, то есть запечатлеть себя в самом драгоценном и благодатном памятнике, в этом самом соборе пока он строится. 
 
Освящение собора планируется к тысячелетию мученического подвига святого Иоанна Владимира, который принял смерть именно для того, чтобы освободить свой народ от войны.
 
Собор планируется завершить (это, прежде всего, внутренняя отделка и убранство) и освятить 4 июня 2016 года к тысячелетию мученической кончины святого Йована-Владимира.
 
Он добровольно сдался в руки врагам, пожертвовал жизнью, чтобы сохранить свой народ. Вместо того, чтобы послать войско на защиту своей короны, он этой короной и своей жизнью пожертвовал, чтобы сохранить народ, воинов и их семьи. В этом его удивительный подвиг, и он почитается как мученик. 

У всех нас есть возможность помочь строительству соборного храма святого Йована-Владимира в Баре. Поэтому мы указываем реквизиты счета, куда можно перечислять средства для этого благого дела:
 
KOMERCIJALNA BANKA AD BUDVA, Pod košljun bb, 85310 Budva, Montenegro, Swift code: KOBBMEP2.
 
Перечисление средств из России:
 
IBAN: ME25525007090000031457
HRAM SV. JOVANA VLADIMIRA MPC
BAR, TOPOLICA BB, REPUBLICA CRNA GORA. 
 
Перечисление средств в Черногории:
 
Саборни Храм Св.Јована Владимира у Бару. Платни промет у Црној Гори:
525-3562-28
530-2495-94 

Люди Черногории: Григорий Рачук: «Для русского человека Черногория - это земля духовных вложений»Строящийся соборный храм святого Йована-Владимира в Баре. Фото: Вячеслав Баранов 
 
В Черногории очень много религиозных традиций, взять, к примеру, тот же праздник Слава. А вы не перенесли в связи с этим какие-то новые традиции в свою семью?
 
Миторополит Амфилохий благословляет многих наших соотечественников, которые живут здесь, принять и славить. И в качестве выбора святых для живущих в городе Баре и окрестностях часто благословляет на Александра Невского и Сергия Радонежского. Нашу семью он благословил на Александра Невского. 
 
В прошлом году мы уже отпраздновали свою Славу 6 декабря. 
 
Прожив в Черногории больше 10 лет, вы можете назвать основные плюсы и минусы жизни в этой стране?
 
Те плюсы, которые я вижу, для людей могут быть и минусами, а минусы они могут посчитать плюсами. Например, жалобы на неразвитость инфраструктуры, отсутствие комфорта и удобств как раз и составляют прелесть этой страны! 
 
Та же неразвитость инфраструктуры оборачивается экологической чистотой и нетронутой природой. С другой стороны, отсутствие каких-то благ цивилизации оборачиваются традиционным укладом жизни, сохраненной внутренней моральной чистотой, нетронутости семейных устоев.
 
Уже по самой стране, которую выбрал человек для жизни, можно многое сказать об этом человеке. Люди, нацеленные на бизнес, на серьезную и головокружительную карьеру, выбирают большие и известные страны с развитой экономикой, например, США, Германию, Канаду, где традиционно высокий уровень жизни, высокие заработные платы. 
 
А люди с более романтическим складом ума выбирают страны южные, солнечные, страны темпераментные, с морем, такие как Испания, Италия. А Черногорию выбирают в большинстве люди православные, потому что здесь много православных святынь.

Черногория – это единственная православная славянская страна, которая имеет непосредственный выход к Средиземному морю. 
 
Люди, которые уезжают в Черногорию, в основном патриоты своей родины, потому что, уезжая за пределы России, они, тем не менее, живут в стране, где все напоминает о России.

Об отношениях с Россией, о братской помощи другим народам в союзе православных. Это люди, которые ценят свою семью, семейные отношения. 

Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Отец Григорий во время венчания молодой русской пары в церкви Святителя и Чудотворца Николая в Старом Баре
 
Потому что Черногория – это страна семейная, страна племен, кланов, родов, с таким родовым, традиционным патриархальным укладом жизни. Где можно ребенка послать за хлебом, и не опасаться за него, где дети самостоятельно ходят в гости, переходя из дома в дом.
 
Это страна, где детей очень любят, почитают и ценят. Здесь трогательное и нежное отношение к чужому ребенку. 
 
Поэтому если взять такой социологический портрет человека, который здесь живет или хочет жить, то это часто люди семейные, не одиночки, с детьми или планирующие здесь родить и вырастить детей. 
 
Это люди, которым нравится патриархальный уклад, которым нравится чистая экология, славянская культура, они сохранили связи и любовь к своей родине, потому что здесь похожий славянский менталитет, достаточно близкий, родственный.
 
И это те люди, которые видят здесь новое государство и возможность приложения здесь каких-то своих сил, то есть можно внести посильный вклад в развитие страны. 
 
И почему? Потому что так традиционно Россия и делала: Россия и русские люди вкладывали в развитие Черногории не только материальные средства, но и духовную помощь. И судьба многих лучших сынов России, так или иначе, связана с Черногорией. 
 
Я знаю, что, живя здесь, вы выпустили книгу «Святыни Черногории». Что вы можете рассказать об этой работе, как долго вы к ней шли?
 
Давно созрела необходимость в такой книге. Потому что, как знает любой, кто бывал в Черногории, во всех путеводителях по стране достаточно примитивно описана история страны и ее святынь. Большинство людей знает только две святыни: это монастырь в Цетинье и Острог. И в то же время, в Черногории более 60 монастырей, свыше 1600 церквей.
 
Черногория – это одна из немногих стран, о которой существовал своеобразный заговор молчания.

Большинство людей знали Черногорию только как туристическую страну, и в то же время ее историю, тесно связанную с Россией, почти никто не знал. Поэтому я ставил своей задачей с одной стороны познакомить людей, хотя бы вкратце со всеми святынями, существующими в Черногории.

В том числе и с малоизвестными, как великая святыня Румии, у подножия которой сейчас находится православный женский монастырь имени Сергия Радонежского, где подвизаются русские монахини и, с другой стороны показать, что само становление Черногории произошло параллельно становлению России. 
 
Это связано с именами двух Петров Первых, двух Петров Великих: Петра I – русского императора и Петра I – святого Петра Цетинского. 
 
Так же как с параллельной жизнью двух царей Николаев: русского царя Николая II и черногорского короля Николы. И в Черногории их даже называли Никола Большой и Никола Малый. Показывая тем самым, что они не чужие друг другу и идут как бы вместе. 

Именно благодаря России в Черногории даже была изменена система правления. Для того, чтобы государственность Черногории была признана Турцией, русский царь настоял на том, чтобы знаменитая черногорская теократия заменилась властью княжеской. И так Черногория стала из теократии княжеской страной, а затем и королевством. 
 
Сколько лет у вас заняла работа над книгой? И где можно приобрести это издание?
 
Работа над книгой велась с 2003 по 2009 годы. Ее можно приобрести в Цетинском монастыре и в Москве на оптовом складе издательства «ПаломникЪ» (Рубцов переулок, д.4, подвал дома, кроме выходных, ст. метро Бауманская).  
 
Очень интересна история создания женского монастыря у подножия горы Румия. Что вы можете рассказать об этом монастыре?
 
Сначала была идея просто построить дом для паломников, просто построить на этом месте церковь. И именно Владыка Амфилохий настоял, чтобы это была церковь имени не Александра Невского, а Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Потому что Сергей Радонежский связан с Пресвятой Троицей. 
 
И самый известный в России монастырь – это Троице-Сергиева лавра. И знаменитая икона Троица преподобного Андрея Рублева была написана, по словам Сергия Радонежского, дабы воззрением на Святую Троицу, побеждалась ненасытная страсть ненависти и разделения в людях, или, как бы мы сейчас сказали, выражаясь современным языком, межнациональная ненависть, межрелигиозная вражда, зависть и соперничество между людьми и братскими народами, мстительность, обидчивость и все то, что сейчас отравляет и разрушает изнутри наш общий мир враждебностью, войнами и терроризмом.
 
Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Женский монастырь имени Прп. Сергия Радонежского под Румией 
 
Поэтому Владыка, восстановив церковь Пресвятой Троицы на вершине Святой горы Румия, осветил и монастырь преподобного Сергия Радонежского, именно для того, чтобы идея объединения, начавшись как пример объединения союза России и Черногории, распространилась затем на весь православный мир. Чтобы забылись все эти распри, забылась эта ненависть… 
 
И как раньше, на святую Троицу в едином порыве за Крестом шли представители разных религий, так сейчас, чтобы эта древняя святыня продолжала объединять людей. Тут Владыка отвел особую роль и русским монахиням нового монастыря и русским людям, живущим в Баре и остальной Черногории…
 
Если, к примеру, Будва имеет несколько православных монастырей, целое ожерелье: это и Прасквица, и Дульево, и Подмайне, и Рустово, то Бар имеет всего два монастыря – это мужской монастырь Рыбняк и женский монастырь имени преподобного Сергия Радонежского. 
 
Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Мужской монастырь Рыбняк неподалеку от Бара
 
И в то же время только Бар имеет монастырь, посвященный русскому святому – Сергию Радонежскому, и только Бар при том еще имеет огромнейший храм, посвященный русскому святому Александру Невскому, защитнику Земли Русской и всего православного Мира.
 
И каждый может принять участие в возобновлении, процветании, помощи этим древним святыням. Таким образом, человек вкладывает в будущее этой благословенной страны, в будущее своей семьи, в будущее своих детей и в свою собственную душу. 
 
У многих мигрировавших в Черногорию людей со временем возникает здесь период трудностей, у кого-то это материальные трудности, у кого-то возникают проблемы и разногласия в семье. Все-таки уклад жизни здесь совершенно иной, чем на родине. Какой совет вы можете дать таким людям в период их жизненных тягот? 
 
Нужно повторить те слова, что сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на освящении храма в Подгорице, это была единственная речь, которой люди устроили продолжительную овацию, несмотря на то, что в тот день выступало много Патриархов. Он сказал: «Именно православная вера вас здесь сохранила как народ».
 
Также и многие люди, которые сюда переезжают, должны понять, что именно вера сохраняла здесь людей и эту страну в совершенно тяжелых, катастрофических условиях в течение многих веков, когда самой Черногории могло здесь и не быть.

Здесь должна была быть Венеция, огромное могущественное государство, или здесь должна была быть Турция, исходя из тех реальных предпосылок.
 
Но только именно чудом Божьим, благодаря тому, что народ сохранил православную веру, здесь возникло государство Черногория, причем только благодаря Церкви. Это единственное государство, которое возникло не вокруг какого-то города, короля или князя, а оно возникло вокруг Монастыря и Митрополита! 
 
Это земля, где религия имеет особое значение, исторически так сложилось. 
 
Поэтому человеку, который сюда приезжает, именно вера здесь помогает, также как многим людям на протяжении многих веков, выстоять, сохранить свою семью, сохранить свой род, сохранить в себе человека, не сломаться. Именно вера здесь имеет особое, непреходящее значение. 
 
Это страна не для бизнеса, это не страна для получения дивидендов, это не страна богачей, это страна людей, для которых совесть, традиция и вера важнее всех материальных богатств. 
 
Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Вид на город Бар и окружающие его горы. Фото: Вячеслав Баранов 
 
Для тех, у кого были иные ценности. Они могли бы принять ислам или католицизм, уехать в Турцию или Италию, принять там гражданство, получить какое-то богатство, жить на равнине, а не в горах, и лишиться тем самым многих материальных проблем. 
 
Но, тем не менее, люди здесь остались верны Православию и жили, несмотря на тяжелейшие условия. Это такой особый черногорский менталитет. 
 
Могу посоветовать читателям вашего портала посмотреть один уникальный фильм, который был снят о Черногории в 1972 году и называется он «Наперекор всему» (его легко можно отыскать в интернете). 
 
Фильм снят студией в Подгорице (тогда – Титоград) совместно с Киевской студией имени А. Довженко. Замечательные наши и местные актеры воссоздали историю Черногории времен святого Петра Цетинского, времен союза Черногории и России, когда решалась сама судьба Черногории. 
 
Этот фильм в то время был официально запрещен к показу в Югославии Иосипом Брозом Тито, потому что показывал любовь черногорцев к России. 

А какие планы у вас на будущее, хотите и дальше оставаться жить в Черногории?
 
Как говорится, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах! Хочешь насмешить людей – сделай то же самое. Как Бог даст! Неизвестно, будем ли мы вообще жить где-то и сколько будем жить. 
 
Не знакомы ли вы с новым проектом закона об иностранцах в Черногории? Если ужесточат законодательство в отношении эмигрантов, вы планируете оставаться здесь?
 
Законы здесь меняются все время. То плохой закон, то хороший, то опять плохой, то снова хороший. Это как серфинг, когда приходится маневрировать на волнах, нужно постоянно ловить волну.

А с другой стороны, здесь же страна маленькая. Если бы здесь не было достаточно жестких законов о миграции, то коренного населения просто могло бы, в конце концов, просто не остаться!
 
Люди сюда приезжают разные. Представьте такой момент, когда здесь все скуплено, во что тогда превратится страна? Если бы не ужесточался режим пребывания, то неизвестно, какие были бы последствия. 
 
На самом деле сейчас остро стоит проблема мертвых городов на побережье. 
 
Люди покупают недвижимость и не переезжают сюда, не живут здесь. Таким образом, побережье умирает, что можно видеть зимой. Целые города стоят зимой пустынными, как например, Петровац. Много прекрасных мест на побережье зимой вымирает.
 
В то же время местные жители живут там круглый год. Поэтому в покупке недвижимости здесь есть не только плюсы, но и определенные минусы, которые люди не учитывают. 
 
Плохо здесь относятся, прежде всего, к тем русским, которые таким образом убивают землю. Покупают иногда огромные дома и участки и не приезжают. Как говорится, ни себе, ни людям.

Здесь же очень плотная застройка на побережье, а когда местное население видит пустынные дома, в которые жильцы приезжают 1- 2 раза в год на 2-3 недели, им становится обидно. 
 
Для них это выглядит как выброшенные на ветер деньги. Человек покупает, к примеру, огромный дом с участками за полмиллиона евро и вообще здесь не живет. 
 
И, таким образом, просто выключает этот огромный дом из общественной жизни той улицы, на которой он стоит, из строя местной жизни. Вот как это само по себе выглядит?

Если взять аналогию с муравейником: если кто-то берет и часть этого муравейника вырезает, муравьи выселяются, и остается посреди муравейника мертвый кубик земли, куда бабочка залетает раз в год, чуть-чуть посидит, нектара попьет и опять улетает. И как муравьи будут к этому относиться? 
 
Многие люди уже стали сами тяготиться этой недвижимостью, а продать ее уже нет возможности, по адекватной цене ее уже не продать. Вот и получается такой замкнутый круг. И в этом есть своя закономерность.
 
Потому я всегда говорил и продолжаю говорить – Черногория традиционно для русского человека, это прежде всего земля не материальных вложений, а вложений духовных, не девидентов, а открытия новой жизни – не окно, а самая удобная на свете дверь в Европу, в свою православную, славянскую Европу, где Россия, всегда была уважаема, где ей реально удалось повернуть местную жизнь к лучшему. 
 
Подсознательно или сознательно местные люди, живущие здесь, ожидают от русских, переселившихся сюда, этого нового поворота к лучшей жизни, новых духовных открытий и это ожидание заставляет многих пересмотреть и заново оценить свою историю, свою культуру, свой народ, свою Церковь, свою Веру! 
 
Люди Черногории: Григорий Рачук: « »Наскальное изображение Крещения Господня в Иордане, возле монастыря Прп. Сергия Радонежского под Румией над святым источником 
 
Символом всего этого, символом вечно живым, прекрасным и вдохновляющим является как раз самый большой и прекрасный храм в Черногории, неожиданно вознесшийся во время всемирного кризиса на побережье, в древнем городе Баре. 
 
И этот храм, посвященный и Александру Невскому, и Йовану-Владимиру неотступно глядит в душу каждого русского человека, приехавшего сюда, глядит с молчаливым вопросом… 
 
И то, как каждый человек отвечает на этот вопрос, как слышит его и слышит ли вообще, от этого и зависит его будущее здесь, тот путь, который свыше человеку продолжает Сам Господь Бог, но который человек начинает всегда сам, своей волей, своей душой, своей совестью…

Контакты отца Григория:

тел. +382-67-543-746
e-mail: [email protected]

Интервью взяла Ольга Стародворская 

 
 
 

3 comments
  1. Уважаемый Олег, почему вы так яростно отреагировали на это слово? Я имела ввиду всех людей, носителей русского языка, которые проживают в Черногории. При чем здесь диаспора и какие-либо другие сообщества? Я ни в каких организациях не состою, что за подход у вас, сразу в чем-то обвинить и уличить? 

    Это был мой личный вопрос к интервьюируемому, т.к. лично меня интересует этот момент. Моя Родина — Россия, если вас это интересует.

    Тон вашего вопроса очень агрессивени и неуместен в данном случае. Спасибо.

  2. Я вас прекрасно понимаю, Олег! Для меня точно также, все Русские, кто говорит на русском языке и вышел родом из Руси. Но это далеко не так для отдельных категорий людей, которые нас читают, поэтому фраза и была построена именно так.

    Спасибо и вам за понимание!

  3. В том и суть, что здесь живут люди не только из нашего Государства, но говорят на русском языке и исповедуют православие. Ничего большего, ни перед кем мы не поклоняемся и не прекланяемся. И ни о какой политике я не думала, когда писала этот текст. Спасибо за вашу точку зрения! Давайте уже закроем эту дискуссию. 

Leave a Reply
Все события Черногории в телеграме